Ссылки для упрощенного доступа

Ираклий Окруашвили покинул тюрьму и политику


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.



Дмитрий Волчек: Загадочно и драматично развиваются в последние дни события в Грузии. Под залог был выпущен из тюрьмы Ираклий Окруашвили, бывший сподвижник Михаила Саакашвили. Оказавшись на свободе, Окруашвили решил больше политикой не заниматься. Слово тбилисскому корреспонденту Свободы Георгию Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: В начале недели, на специальном брифинге, заместитель генерального прокурора, Ника Гварамия заявил, что бывший министр обороны Ираклий Окруашвили сознался в нескольких преступлениях (вымогательстве и служебной халатности) и отверг свои прежние обвинения в адрес президента Саакашвили.


Затем сразу несколько телеканалов продемонстрировали кадры последнего допроса Окруашвили. Некогда грозный Генеральный прокурор, глава МВД и министр обороны сидел у стола перед следователями, понурив голову, с потухшими глазами и едва слышно говорил, что обвинил президента Саакашвили в совершении страшных преступлений (в том числе организации убийств и присвоении миллиарда долларов) только с целью его политической дискредитации, и эти обвинения не имеют никаких реальных оснований.


Сразу же возникла версия, что Ираклий Окруашвили подвергся давлению и насилию с применением психотропных средств. Впрочем, врачи, осмотревшие подследственного уже после признания (по требованию народного защитника Грузии), не нашли в его крови никаких признаков применения каких-либо лекарств. А по мнению большинства наблюдателей, на самом деле для того, чтобы сломить бывшего Генерального прокурора, прибегать к физическому насилию не было никакой необходимости. Достаточно было пригрозить, что его переведут в тюремную камеру, где находятся люди (бывшие чиновники или бизнесмены), которых он арестовывал и обвинял несколько лет назад.


Выйдя на свободу, Ираклий Окруашвили отказался от комментариев. Один из его ближайших соратников, руководитель Партии Народа, Коба Давиташвили, после безуспешной попытки поговорить с ним, рассказал журналистам, что Окруашвили не знает или не помнит, как ему удалось собрать за несколько часов (частично деньгами, частично недвижимостью) 6 миллионов долларов.



Коба Давиташвили: Мы должны понять и учесть состояние Ираклия. Он находится в очень трудном положении после того, что перенёс. По-человечески я его понимаю и не виню.



Георгий Кобаладзе: Сказал господин Давиташвили. Вслед за ним с Окруашвили попытались встретиться его соратники по движению «За единую Грузию», но столь же безуспешно, после чего они заявили на брифинге, что «Ираклий Окруашвили сделал всё что мог, - он пробудил народ, но сейчас находится в тяжёлом моральном состоянии и уходит из политики».


Примечательно, что ряд депутатов от пропрезидентской партии навали Ираклия Окруашвили «политическим трупом» и вновь повторили свои аргументы о том, что де он всего лишь обычный взяточник, а громкие обвинения против президента высказал только для приобретения политического иммунитета.


Тем временем, главная интрига уже раскручивается не вокруг Ираклия Окруашвили, а известного бизнесмена Бадри Патаркацишвили, которого бывший министр обороны назвал своим «сообщником», а представители властей обвинили в подготовке антигосударственного заговора с использованием в этих целях собственной телекомпании «Имеди» («Надежда») - предоставившей, как известно, эфир Окруашвили для обвинений против главы государства.


Как следствие, Бадри Патаркацишвили сместили с поста президента Национального олимпийского комитета, и он сам ушёл в отставку с должности председателя федерации бизнесменов Грузии.


В ответ на действия властей, Патаркацишвили, выступая в эфире «Имеди», не исключил, что может активно включится в политические процессы.


При этом, он напомнил грузинскую поговорку, согласно которой «если овцу очень раздразнить, то и она может превратится в страшного зверя».


Патаркацишвили дал понять, что на самом деле у него одна-единственная проблема с властями – это телекомпания, которая, по его словам «остаётся гарантом свободы слова в стране»:



Бадри Патаркацишвили: По поводу «Имеди», власти Грузии много раз делали мне соблазнительные предложения, от которых трудно было бы отказаться любому бизнесмену, но ведь невозможно продать своего ребёнка за любые деньги. Всё остальное я готов был им хоть подарить, но только не телекомпанию.



Георгий Кобаладзе: Однако, по мнению властей, «Имеди» давно превратилась в рупор оппозиции, стремящейся к свержению президента Саакашвили. Об этом заявил мэр Тбилиси, Гиги Угулава:



Гиги Угулава: Оппозиция улыбается в глаза Патаркацишвили, прося у него денег, но в результате выборов 2008 года мы их отправим куда следует на этих мусорных машинах. Что касается Патаркацишвили, то его телевидение - штаб оппозиции, но это их выбор, поскольку свобода слова в Грузии незыблема. Однако Патаркацишвили превратил своё телевидение в свой щит – для приобретения политической индульгенции и неприкосновенности.



Георгий Кобаладзе: Отметил господин Угулава, выступая на презентации новых машин для уборки улиц.


Одновременно, власти поспешили опровергнуть версию, согласно которой официальный Тбилиси намерен выдать Патаркацишвили российским правоохранительным органам. Один из лидеров пропрезидентской партии «Единое Национальное движение», Гига Бокерия сообщил журналистам, что действительно, Генпрокуратура России часто требует экстрадиции Патаркацишвили, однако грузинские власти не намерены выдавать своего гражданина.


Более того, господин Бокерия, считающийся самым влиятельным политиком Грузии после президента, подчеркнул, что хотя позиция Патаркацишвили для него неприемлема, пока нет оснований для его ареста:



Гига Бокерия: Как я уже чётко завил, в этих действиях нет криминального элемента. Грузия - это не Россия Ельцина, где олигархи управляли из-за кулис и стояли над законом; Но Грузия и не Россия Путина, где закрывают телевидение и арестовывают людей по политическим соображениям.



Георгий Кобаладзе: Бадри Патаркцишвили в пятницу покинул Грузию и вылетел в Лондон, но обещал вернуться к 2-му ноября, когда в Тбилиси планируется проведение грандиозной манифестации с требованием отставки президента и превращения Грузии в конституционную монархию.




XS
SM
MD
LG