Ссылки для упрощенного доступа

Сто дней Гордона Брауна: в поисках стиля


В иракской Басре с британскими военнослужащими
В иракской Басре с британскими военнослужащими

Итоги политического «медового месяца» нового правительства принято подводить через сто дней. В случае с Гордоном Брауном это было бы не совсем чистым случаем – он долгое время был министром финансов и оказывал заметное влияние на внутреннюю политику предыдущего правительства. И все же анализировать сто дней Брауна есть все основания - став премьером и лидером правящей лейбористской партии, он объявил о намерении провести серьезные политические и конституционные реформы.


На прошедшей недавно национальной конференции лейбористов Браун призвал расширить социальную базу партии, привлекая в нее молодежь из всех социальных групп. Британский премьер намерен предоставить избирательное право, начинаяс 16 лет, расширить контроль парламента в вопросах войны и мира и при назначении новых членов кабинета, а также разработать конституцию страны – как известно, в отсутствие ее в Британии господствует прецедентное право.


Призвав «покончить со старой политической практикой», Браун уже предпринял первые шаги в этом направлении. Ими стало введение т.н. «жюри граждан» - выбранных наугад рядовых британцев, которые вырабатывают рекомендации правительству при решении конкретных политических или экономических проблем. Рекомендации должны браться в расчет при разработке новых законопроектов. Именно таким образом Браун намерен учитывать в своей политике мнение народных масс.


Редактор газеты Times Майкл Биньон считает, что Брауном движет желание дистанцироваться от политического наследия своего предшественника: «Эти сто дней показали, что Браун намерен в короткий срок оставить след в жизни страны и при этом дистанцироваться от политики Тони Блэра. Он очень эффективно проделал это и с помощью символических жестов и собственного стиля руководства, и в проводимой им политике. Его политический старт оказался очень конструктивным. Браун сразу же столкнулся с серьезными вызовами – проблемами терроризма и внешней политики, созывом партийной конференции. Ему нужно было продемонстрировать и определенную политическую преемственность. С одной стороны, необходимо было показать, что он остается, так сказать, старомодным леваком, с другой – подчеркнуть, что “новый лейборизм” – это частично и его собственный проект и что он не намерен отступать от него».


Сто дней Брауна ознаменовались ужесточением восточной политики Лондона. После высылки российских дипломатов в связи с отказом Москвы выдать Британии Андрея Лугового, которого королевская прокуратура подозревает в убийстве Александра Литвиненко, российско-британские отношения оказались на самом низком уровне со времени окончания «холодной войны». Браун заявил о неизменности доверительных отношений с США, но одновременно сделал уступку левому крылу правящей партии, объявив о частичном выводе британских войск из Ирака в будущем году. Многие однопартийцы обвиняют премьера в «правом уклоне», в заимствовании ключевых положений программы консервативной партии. Недавно он даже пригласил в свою резиденцию на Даунинг-стрит Маргарет Тэтчер, политику которой в лейбористской партии принято было оценивать исключительно негативно.


Редактор газеты Times Майкл Биньон не видит в таких действиях нового главы кабинета министров ничего необычного: «Заимствование идей у конкурентов – старый политический трюк; это делают все, особенно, если это выглядит привлекательным в глазах избирателей. Например, политика тори в области налогообложения кажется Брауну и его министру финансов очень эффективной, и, если бы они не заимствовали из нее как можно больше, то многое потеряли бы в глазах общественности. Этот популистский жест был вызван и слухами о возможном проведении досрочных парламентских выборов. Однако было принято решение досрочных выборов не проводить. Гордон Браун продолжает подкоп под консерваторов, заимствуя многие их идеи. Что же касается приглашения Маргарет Тэтчер, то это было очень умным ходом. Здесь целью Брауна было укрепление собственного престижа как серьезного политика с твердыми убеждениями, как человека, который чурается оппортунизма в политике, но всегда готов учиться».


XS
SM
MD
LG