Ссылки для упрощенного доступа

Мужчина и женщина. Женский бокс


Тамара Ляленкова: Объявленное обязательным равноправие мужчин и женщин проникает в самые разные сферы человеческой жизни, как правило, благодаря официальным усилиям. Если бы не Олимпийская хартия об обязательном участии мужчин и женщин в Олимпийских играх, вряд ли в бокс пошли бы девушки, точнее, их просто не стали бы туда брать. Однако благодаря твердой политике Олимпийского комитета девочек все-таки стали тренировать. Правда, будущих спортсменок брали прямо с улицы, из неблагополучных семей, и позже из них выросли чемпионки.


Виктор Лисицын, тренер и судья международной категории, был одним из первых, кто стал работать с девушками. Я попросила его рассказать о том, как развивался женский бокс в России.



Виктор Лисицын: Первый чемпионат прошел у нас в России в 1999 году. Конечно, мастерства было маловато, и скорости не хватало, и сил. Но все равно желание подраться, грубо говоря, у женщин всегда присутствовало. Что меня поразило, женщина никогда не сдается. Не было ни одного боя, чтобы женщина могла отказаться от боя или отвернуться. Это сразу видно, допустим, у мужчин, видно, что он сдает. Женщина - никогда. Вот это меня поразило тогда. А получилось, что я еще являюсь тренером, и пришли девчонки заниматься. Собственно, одна пришла, такая накрашенная - губы, то, се. Я говорю: "Давай, приходи..." Хотя знаю, что тренеры по боксу, которые занимаются с мужчинами, обычно не пускают женщин. Потом пришел еще кто-то, и вот так у нас появились девчонки.



Тамара Ляленкова: А что такое для женщины хорошие данные для бокса?



Виктор Лисицын: Прежде всего смотришь на координацию. Потом мы рассматриваем природное чутье, умение уйти от удара или нанести удар вовремя. А такие физические качества, как сила, быстрота, это уже вспомогательные, они развиваются быстро.



Тамара Ляленкова: Но вот механика, сама техника этого вида, она же типично мужская. Условия игры мужские, а физика женская - как вы приспосабливаетесь?



Виктор Лисицын: А почему лыжи, почему она бежит, извините меня, как лошадь? А почему женщина - министр, президент страны? Почему она летит в космос? Да просто, может быть, действительно была такая установка, что женщина должна рукоделием заниматься, а на самом деле женщина - это тот же человек, и есть в ней эмоции, и может быть, ей и хочется ударить, а вот не давали в свое время. А сейчас все можно.



Тамара Ляленкова: Но все-таки есть какая-то специфика тренировок именно для женщин?



Виктор Лисицын: По большому счету, честно говоря, нет, специфика спорта заставляет это делать женщину именно так, как мужчина это делает. Может быть, мягче, не грубо, по-кошачьи, будем говорить так. Может быть, на долю секунд уступают в скорости. Женщины немножко по-другому боксируют. Все-таки мужчины настроены на сильный удар, а у женщин больше игры, они стараются как бы обыграть друг друга. Даже в тренировочном процессе есть возможность сильно ударить - не ударит, пожалеет. Потом, сила удара, конечно, не такая, как у мужчин, это раз. Во-вторых, перчатки в любительском боксе так сделаны, что сильно не ударишь.



Тамара Ляленкова: Разница тренинга с мужчинами и с женщинами, какие-то особенности подхода есть?



Виктор Лисицын: Да, есть такие моменты у девчонок, что если ты на них вроде внимания не обращаешь, они обижаются. На самом деле, есть много проблем "тренер и спортсменка". Тут от тренера зависит. Если тренер в этом плане ломается, идет на поводу у женщины, то, конечно, ничего хорошего не получается. Меня всегда поражало, когда такие ответственные соревнования, принято говорить - клинит. Многих девчонок клинит, и очень прилично. Мужчина более хладнокровный в этом плане, и это тоже специфика. Опять же перед боем настраивается человек на определенную работу, а в бою очень тяжело перестроиться, мужчину все-таки можно перестроить, а женщину очень сложно. Наверное, не хватает в этом плане мастерства еще у девчонок. Все-таки когда высокого класса спортсмен, он может собой владеть, а я думаю, что у девчонок все-таки еще нет такого.



Тамара Ляленкова: А бывает так, что трудно остановить?



Виктор Лисицын: Бывает. Кстати, у женщин это чаще бывает, чем у мужчин. Мужчины-боксеры, в принципе, никогда не дерутся между собой, а у женщин бывают схватки - ссориться начинают между собой. Вот это отличие как раз. Мужчина, когда пропускаешь сильный удар, понимаешь, что ты уже не можешь противостоять, во-первых, тебе обидно, и во-вторых, ты уже понимаешь физически, что он сильнее тебя, и ты должен уйти. Да, ринг - это жестоко, но ты готов выйти туда, ты пролил кровь, пот ведрами, готовился к этому, психологически настраивался.



Тамара Ляленкова: Есть такое понятие, как гейм, вроде азарта внутреннего, который, на самом деле, очень помогает, аккумулирует. У женщин такое случается?



Виктор Лисицын: А вот поэтому они и занимаются боксом, потому что они хотят по лезвию ножа пройти, почувствовать стресс какой-то, игру, азарт борьбы. Отличается. То есть они будут падать от усталости, от ударов, но никогда не сдадутся. Поэтому смотреть женский бокс даже интереснее, чем мужской. Вот чемпионат идет, допустим, России, и мы знаем, какие скучные бои будут, знаем, где будет интересный, азартный бой. А у женщин каждый бой азартный. Даже нет сильных ударов, а вот зрелищность очень приличная. А если они еще показывают мастерство, так вообще сказка.



Тамара Ляленкова: Одна из учениц Виктора Лисицына - Софья Очигава, двукратная чемпионка Европы и мира. Она принадлежит уже к следующему поколению спортсменок, которые пришли в бокс по призванию. По словам тренера Виктора Лисицына, заниматься боксом таких девочек чаще приводят папы. Путь юной чемпионки Софьи Очигавы в этом смысле весьма показателен.



Софья Очигава: Мне было 11 лет, и у меня брат начал заниматься кикбоксингом. Так как он меня на год старше, я все время пыталась делать то, что делает он, поэтому и решила пойти вслед за ним в секцию кикбоксинга. Отец демократично настроен ко всему, поэтому он, в отличие от мамы, не был против поначалу. А мама поначалу была против, как многие предполагают, что женский бокс довольно агрессивный, мама тоже так думала. Хотя пришла на соревнования, посмотрела - даже болела за меня, ей понравилось. Сейчас она меня, так же как и папа, поддерживает, приезжает на соревнования, болеет.



Тамара Ляленкова: Соня, в детстве все такие бывают разные, особенно девочки. Вы девочка-девочка или девочка-мальчик были?



Софья Очигава: Все время любила поиграть, побегать с мальчиками, подраться даже, в футбол играть. Просто было очень много энергии, и ее нужно было куда-то деть.



Тамара Ляленкова: Как происходили тренировки? И сложно ли было? Потому что все-таки специфическая нагрузка.



Софья Очигава: Нагрузку ощущаю последние два года достаточно серьезную, когда выходишь на более высокий, квалифицированный уровень. А тогда это просто было увлечение, ходила три раза в неделю.



Тамара Ляленкова: А вы не замечали, каждый спорт накладывает некий отпечаток на физический облик спортсмена?



Софья Очигава: У нас в боксе первое впечатление, когда говоришь: "Я занимаюсь боксом", у всех сразу такие квадратные девочки с какими-то руками мощными, ногами. На самом деле у нас 13 весовых категорий, то есть абсолютно разные девушки.



Тамара Ляленкова: Что важно - длина рук, длина ног, рост?..



Софья Очигава: У каждого абсолютно своя техника. То есть если ты высокая, то ты по-другому приспосабливаешься. Вдобавок ко всему, так как это сложный координационно вид спорта, те условия, которые навязывает тебе соперник. Каждый раз, выходя на другой бой, ты уже совсем по-другому пытаешься настроиться, поэтому у каждого человека абсолютно своя техника, индивидуальная.



Тамара Ляленкова: Считается, что женщины более эмоциональны. Это правда?



Софья Очигава: Мне кажется, что да. Во время боя проявляется, вроде, сдержанность, а потом, допустим, когда мужчина выходит, ему поднимают руку - он гордо так стоит, без всякой эмоции, хотя, может, какие-то эмоции есть. Но женщины более ярко выражают себя, улыбаются или могут заплакать, что тоже часто бывает. Когда проигрывают или выигрывают, эмоций много очень.



Тамара Ляленкова: Но так получается, что все равно боль присутствует.



Софья Очигава: В каждом виде спорта есть своя специфика. Соответственно, задача боксерши - уйти от удара. А когда есть мастерство, то больше вариантов уйти от удара, соответственно, меньше боли. В последнее время приходится тренироваться с ребятами. В принципе, разницы-то особой нет, они же понимают, что с ними боксирует девушка, и жалеют. А с девушками тяжелее, потому что два человека пытаются доказать друг другу, что "я лучше". Любительский бокс не такой травматичный и, соответственно, нокауты редко бывают.



Тамара Ляленкова: А с вами случалось?



Софья Очигава: Слава богу, нет.



Тамара Ляленкова: А вы отправляли?



Софья Очигава: Ну, бывало раза три, может. На международных бывало пару раз и на российских.



Тамара Ляленкова: Расхожее понятие, как, допустим, боксерский нос - понятно, что это разбитый нос, который мужчину может украсить с определенным допущением. А вы девушка молодая, вы не боитесь, что с вами может что-то произойти такое?



Софья Очигава: Ой, конечно же, боимся. И когда выходишь на тренировку, конечно же, пытаешься какую-то страховку применить, то есть шлемы, еще что-то. Грудь защищена, во-первых, потому что ты стоишь в стойке и защищаешь ее, а с другой стороны, существует специальный бандаж, защита.



Тамара Ляленкова: Перчатки такие же, как мужские, только размер, наверное...



Софья Очигава: У мужчин обычно 10 унций, то есть это около 300 с чем-то граммов. Для женщин сделали специальные перчатки, потяжелее. Чем перчатка тяжелее, тем тяжелее сильно ударить. Но потом, со временем сделали перчатки такие же, как у мужчин. Но женщины не обладают таким уж сокрушительным ударом, который мог бы сломать нос. Всякое, конечно, бывает, никто не застрахован.



Тамара Ляленкова: Ну, хорошо, но синяк-то под глазом можно получить или поставить?



Софья Очигава: Можно, конечно. Если работать правильно, то, в принципе, и синяков можно избежать. Так как женский бокс находится на этапе зарождения, то женщины стараются попадать в голову, потому что думают, что она открыта. А мужчины пытаются и в голову, и в туловище, в зависимости от того, что открыто. И мужчины мыслят по-другому, чем женщины. Еще плюс ко всему эмоции, все хаотично исполняется. Но я думаю, что со временем мы начнем думать чуть-чуть побольше на ринге и достигнем большего мастерства.



Тамара Ляленкова: Но вообще, это удовольствие - выходить на ринг?



Софья Очигава: Я когда выхожу боксировать, задача - обмануть и просто попасть по цели, то есть просто зарабатываешь очки. Особое удовольствие доставляет, когда именно соперник мажет, то есть не ты наносишь удар, а вот он промазал и создал для тебя самое удобное положение. И зритель на это очень сильно реагирует.



Тамара Ляленкова: Кстати, о зрителях. Вы на ринге думаете о том, как вы выглядите?



Софья Очигава: На ринге голову заполняют совершенно другие мысли. А перед боем или после боя - ой, как я выглядела, конечно же, думаешь.



Тамара Ляленкова: Итак, женский бокс, несмотря на свою внешнюю жесткость и изначальный мужской смысл, сохраняет женские особенности, которые делают его даже более интересным и зрелищным, нежели мужской. Получается, что сила удара в спортивном боксе не главное. Главное - непредсказуемая игра, которую спортсменки ведут до самого пусть даже и не победного конца.


Об этом в сегодняшней программе рассказывали тренер, судья международной категории Виктор Лисицын и двукратная чемпионка Европы и мира Софья Очигава.


XS
SM
MD
LG