Ссылки для упрощенного доступа

«Правительство Ирака надеется, что иностранные войска уйдут только по договоренности с ним»


Турция подтягивает войска к границе с Ираком
Турция подтягивает войска к границе с Ираком

Посетивший Прагу бывший начальник секретариата президента Ирака Джаляля Талабани Камран Карадаги рассказал Радио Свобода о ситуации на своей родине и своих надеждах на стабилизацию здесь положения.


- В американских СМИ в последнее время много говорится о возможности достижения в Ираке коренного перелома в борьбе с насилием. Все больше влиятельных иракских групп отказываются от поддержки «Аль-Каиды» и налаживают сотрудничество с международными военными силами. Вы разделяете такую точку зрения?


- Только отчасти. «Аль-Каида» - это проблема, но не единственная проблема в Ираке. Я считаю очень позитивным шагом, что все больше арабских суннитских племен сотрудничают с коалицией, с иракским правительством против «Аль-Каиды». Мы видели очень хорошие примеры этого, особенно в провинции Анбар. Но в Ираке у нас есть другие проблемы - существуют сектантские разногласия, проблемы между суннитами и шиитами. У нас есть суннитско-суннитские проблемы, шиитско-шиитские проблемы, суннитско-курдские. Кроме того, «Аль-Каида» не единственная группировка, которая ведет вооруженное сопротивление. У нас есть бывшие баасисты, различные группировки, которые были в иракских органах безопасности. Мы также не должны забывать, что соседние страны тоже вмешиваются в Ираке.


- Какую из перечисленных вами проблем вы считает главной?


- Главная - это отношения между суннитами и шиитами. Пока эти общины не договорятся, не решат свои проблемы, будет очень трудно ожидать в Ираке настоящего прогресса.


- После смены правительства в Великобритании все больше говорят о сокращении иностранного военного присутствия в Ираке. Какое влияние эти разговоры оказывают на внутреннюю ситуацию, на руководство страны?


- Конечно, оказывают влияние. Иракское руководство подходит к присутствию сил коалиции очень практично. Официальная линия правительства состоит в том, что пока коалиционные силы будут нужны Ираку, лучше бы они здесь остались. Правительство за то, чтобы коалиция уходила постепенно, не сразу. Оно считает, что и армия, и полиция, и органы безопасности еще к этому не готовы. Им требуется дополнительное обучение, оружие. До сих пор иракское правительство не имеет тяжелого оружия, не имеет тылового обеспечения. Это очень важно. Армия без тыла - не армия. Поэтому войска коалиции еще нужны Ираку. Правительство надеется, что они уйдут из Ирака только по договоренности с ним.


- А каково отношение населения к иностранному контингенту?


- Оно противоречиво. Часть населения понимает, что без сил коалиции дела могут быть хуже. С другой стороны, никто не хочет, чтобы в его стране были иностранные силы. Это чувство очень понятно и психологически понятно. Люди не хотят видеть, как чужие войска себя ведут как хозяева в Багдаде или в других районах. К сожалению, население связывает ухудшение безопасности в Ираке с присутствием иностранных войск. Руководство различных политических партий и правительство думают по-другому. Но люди так думают, ничего не поделаешь,


- Парламент Турции рассматривает вопрос о проведении военной операции в Северном Ираке. Как это может сказаться на ситуации в регионе в целом?


- Турецкое правительство заявило, что разрешение парламента не означает, что войска автоматически перейдут границу. Но это серьезная проблема, особенно для иракских курдов, ведь иракский Курдистан - единственная часть Ирака, где существует стабильность, безопасность. Турецкое вторжение может изменить это положение. Конечно, это будет иметь последствия для отношений между Анкарой и Багдадом. Недавно Багдад подписал соглашение с Анкарой о безопасности. В этом соглашении иракское правительство признало Рабочую партию Курдистана террористической организацией, а Анкара обязалась не вторгаться в Ирак без разрешения Багдада. Теперь вторжение будет иметь и политические последствия.


XS
SM
MD
LG