Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Выставка «Возвращение Будды» открылась в Петербурге


От времен династии Северная Вэй (IV – VI века) остались не только небольшие скульптуры, выставленные в Эрмитаже, но и гигантские Будды в пещерных храмах Юньгана. Wikipedia. GNU Free Documentation

От времен династии Северная Вэй (IV – VI века) остались не только небольшие скульптуры, выставленные в Эрмитаже, но и гигантские Будды в пещерных храмах Юньгана. Wikipedia. GNU Free Documentation

В Санкт-Петербурге, в государственном Эрмитаже открылась выставка «Возвращение Будды», на которой представлены памятники культуры из музеев Китая.


На экспозиции представлено 72 памятника скульптуры, живописи и фарфора из трех китайских музеев – музея города Цинчжоу, музея города Тяньцзиня и музея провинции Шаньдун. Скульптуры V – начала VI веков были обнаружены совсем недавно – в 1996 году на западе Цинчжоу во время строительства спортивной площадки.


Это статуи, в основном, из известняка, а также из мрамора и гранита, несколько – из глины, металла и дерева, почти все они позолочены и раскрашены. Открытие 400 скульптур стало сенсацией в научном мире, оно восполнило пробел в истории буддийского искусства и даже в некоторой степени изменило представление о традициях средневековой китайской скульптуры.


Выставку прокомментировала научный сотрудник Эрмитажа Кира Самосюк: «Эти скульптуры – история. Их происхождение – из этой ямы, сокровищницы. Китайские реставраторы даже не очистили землю. Я сказала, что не буду выставлять такую скульптуру, но у них свои представления. Начинается выставка скульптурами конца V века, дальше видно, что в начале VI века слегка меняется стиль. А потом вдруг – резкая перемена, связанная с сильным индийским влиянием. В каталоге я даже дала ссылку на одну индийскую скульптуру как образец – совершенно поразительное сходство! Но письменных исторических источников о том, что в это время возникли тесные связи с Индией, пока нет. Одного древнего художника чьи скульптуры здесь выставлены мы знаем. Он из Согдианы – это район Узбекистана, около Самарканда. Жителей Согдианы было много в Китае. А про этого художника старинные китайские критики писали, что в его платьях "как будто бы выходят из воды". И вот это "выходят из воды" прекрасно видно на скульптурах».


Кроме скульптуры, на выставке представлена традиционная живопись на шелке и бумаге.


Выставка – это большое событие не только для исследователей буддизма, но и для художников, поскольку демонстрирует новый взгляд на пластику, а также представителей буддийской общины Петербурга.


XS
SM
MD
LG