Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Кремле проходит выставка русского фарфора


Тарелка с изображением Троице-Сергиевой Лавры. 1848 год

Тарелка с изображением Троице-Сергиевой Лавры. 1848 год

Выставка «Под царским вензелем» открылась в Успенской звоннице Московского кремля. Здесь экспонируются 300 старинных предметов, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе. Все эти сервизы, вазы и табакерки привезены из Эрмитажа.


С момента основания (а это был конец 18 века) и вплоть до 1917 года на изделиях знаменитого петербургского завода ставилось клеймо с царским вензелем. Однако свое название выставка получила не только из-за этого. Подавляющее большинство предметов украшено вензелями владельцев – особ царствующей фамилии. Таким образом, в истории русского фарфора отражается история династии Романовых, да и история страны – тоже, ведь многие вещи изготавливались в связи с памятными событиями. Победой над Наполеоном, к примеру. Каждый исторический период и каждый стиль представлен подлинными шедеврами.


Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский так охарактеризовал выставку: «У нас было несколько замечательных выставок, две китайских – с блестящим, фантастическим китайским фарфором. У нас сейчас открыта выставка, посвященная раннему Мейсену из нашей коллекции. Но здесь лишний раз можно увидеть, как хорош наш отечественный фарфор. Мы все время видим то, что считается высшими образцами, и наш фарфор блестяще выглядит на этом фоне».


Начинается выставка с так называемых «Виноградовских» изделий, названных по имени Дмитрия Виноградова, изобретателя русского фарфора.


Михаил Пиотровский рассказал о первой в России фарфоровой фабрике: «Это первый фарфор, который был изобретен в России, при Елизавете Петровне. Там несколько больших витрин, там табакерки изумительной красоты, там шахматы фарфоровые, там, разумеется, чашечки и тарелочки, все как надо. Я бы сказал, что он довольно сильно отличается, конечно, "Виноградовский" фарфор, это видно. Это своя технология, со своими нюансами, и его стилистика отличается, как тот же русский классицизм и ампир отличаются от европейских».


Как сообщает Михаил Пиотровский, многие экспонаты впервые покинули стены Эрмитажа. Вот некоторые из них: «Конная статуя гвардейца, чернильница Павла Первого. Есть большие пласты – вот такой большой пласт – символы Сибири. Хорошо, чтобы цветы и стали символом Сибири».


Этот внушительных размеров, абсолютно круглый фарфоровый пласт – не что иное, как столешница, по краю окаймленная пышным венком. Каждое растение узнаваемо. Это действительно те цветы, что растут именно в Сибири: и дикие ирисы, и шиповник, и неведомая на европейской территории разновидность лилии под названием сарана. Столешницу заказали как рождественский подарок цесаревичу Николаю Александровичу, чтобы будущий император мог гордиться природными богатствами обширных земель страны.


XS
SM
MD
LG