Ссылки для упрощенного доступа

Александр Коновалов: Мы можем оказаться в опасной ситуации, которая связана с угрозой двоевластия


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие президент Института стратегических оценок Александр Коновалов .



Дмитрий Волчек: Стали ли после сегодняшнего общения президента с народом яснее планы главы государства, прежде всего, как он намерен решить так называемую проблему 2008 года? С этим вопросом я обратился к президенту Института стратегических оценок Александру Коновалову.



Александр Коновалов: Я по этому поводу опубликовал статью в "Независимой газете" во вторник, она называется "Политическая система России: карты спутаны", где содержится очень подробная моя оценка этой ситуации. Я в принципе этой оценке не изменил после выступления Путина. Она состоит в том, что на самом деле мы можем оказаться в чрезвычайно опасной для внутриполитической ситуации позиции, которая связана с угрозой двоевластия. Потому что мы де-факто сейчас преобразовали парламентские выборы, к которым готовились и готовились в президентской администрации тоже, готовились очень детально, у нас не будет парламентских выборов, у нас будет плебисцит по выдаче мандата национального лидера Владимиру Владимировичу, это совсем другое политическое событие. А с точки зрения парламентских выборов это совсем не то. То, что мандат такой Путин получит, я практически не сомневаюсь, но у меня есть очень большие сомнения относительно того, как он его употребит. Какую бы должность он не занимал после ухода с поста президента, он становится с этим мандатом и с "Единой Россией" за спиной безоговорочным национальным единоличным политическим лидером страны. Ну и что дальше? В Кремле должны будут появиться две таблички - на одной будет написано "национальный лидер России Владимир Владимирович Путин", на другой "президент России господин Зубков", так что ли? Если это так, то это полное смешение понятий и системы координат для чиновничества, которое сейчас является основным хозяином-распорядителем и управляющим, владельцем России.



Дмитрий Волчек: Подобное ведь было в Китае?



Александр Коновалов: Понимаете, у нас не Китай, у нас часть чиновников начнет бегать в один кабинет, часть начнет бегать в другой, а часть организует в третьем месте третий кабинет, где все будет происходить по понятным законам функционирования бюрократической машины. Был еще один вопрос, правда, на него Путин частично ответил в сегодняшнем разговоре со страной, относительно того, стоит ли перераспределять полномочия между премьером и президентом. Он сказал, что он не видит в этом необходимости. Но у меня такое ощущение, что если он получает мандат национального лидера, то это как бы произойдет помимо его желания. Всякие аналогии в истории достаточно условны и, как правило, не верны. Но в Португалии, например, был десятилетний диктатор Салазар, он назывался председателем совета министров, при нем менялись президента. Да и Владимир Ильич Ленин был председателем Совнаркома. Но вы представляете, что будет, если Путин начнет реализовывать свою мысль о том, чтобы занять место премьера при другом президенте? Как уместить в одной голове чиновнику такие факты, что по Конституции президент имеет право в любой момент выгнать премьера и распустить Государственную Думу и, вообще, премьер-министр - это фигура для битья и для несения ответственности за все негативное, что произошло, а с другой стороны, премьер главнее, потому что он - национальный лидер? Ни к чему, кроме внутренней свары, это привести не может. Поэтому у меня тревоги, которые были до этого разговора со страной, они и остались.


XS
SM
MD
LG