Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. В Париже открылся Национальный центр истории иммиграции


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Никита Татарский: Неделю назад в Париже в здании бывшего министерства колоний открылся новый музей - Национальный центр истории иммиграции.


О том, какие цели преследовали создатели музея, рассказывает корреспондент Радио Свобода во Франции Наталья Руткевич.



Наталья Руткевич: Франция всегда была страной, принимавшей большое число иммигрантов. В первую очередь - из своих бывших колоний, но не только. Открытость и космополитичность долго были кредо французской иммиграционной политики. «В первом, втором и третьем поколении мы все - дети иммигрантов» - часто скандируют демонстранты во время антинационалистических митингов в Париже.


Дать понять, насколько важен вклад иммигрантов и их потомков в историю Франции - такова главная задача нового музея, говорит сотрудница Национального центра истории иммиграции Марион Амар.



Марион Амар: Создавая музей, мы хотели показать, что не существует двух параллельных историй и миров, Франции и ее иммиграции. Постепенно укореняясь во французском обществе, иммигранты стали неотъемлемой частью Франции, ее истории и культуры.


Идея, что нужно создать такой музей, появилась уже давно, около 20 лет назад. Она возникла у многих неправительственных организаций и у некоторых историков, таких, как Жерар Морьель или Пьер Милза. Однако претворить идею в жизнь оказалось непросто. Было много споров; убедить общественное мнение в том, что иммиграция заслуживает признания и внимания, оказалось делом долгим. Сегодня, когда музей наконец создан, я считаю, французское общество сделало важный шаг вперед. Центр истории иммиграции - это не просто музей искусства, это музей жизни. Он предлагает всем иммигрантам и потомкам иммигрантов строить совместными усилиями свою национальную идентичность, не предавая при этом своей памяти.



Наталья Руткевич: Как говорится на интернет-странице музея, его цель - обеспечить социальную целостность французской республики. Помимо историко-культурного интереса, музей играет важную роль в формировании культуры и национальных символов страны.


Мустафа Амокрам, известный в стране музыкант алжирского происхождения, присутствовавший на открытии Центра истории иммиграции, считает, что уважение к иммигрантам и их потомкам - что-то само собой разумеющееся.



Мустафа Амокрам: Нелепо, что приходится напоминать о таких элементарных вещах. Но, с другой стороны, повторять очевидные вещи приходится регулярно. Национальная идентичность формируется под влиянием миграционных потоков и тех людей, которые обосновались во Франции, родили здесь детей. Я давно слежу за всеми перипетиями создания музея. Такой музей хорош не только для воспитания уважения к тому, что инородно, но и для формирования личности самих иммигрантов, которые хотели бы понять, каково их место в этом обществе, как их здесь воспринимают. Для многих - это возможность изменить свое отношение к Франции.



Наталья Руткевич: В постоянной экспозиции музея зрители смогут ознакомиться с текстами по истории иммиграции во Францию с начала 19-го века, фотографиями, образцами современного искусства. Кроме того, в центре будут регулярно проводиться временные выставки. Говорит Марион Амар...



Марион Амар: Посетителей музей редко оставляет равнодушными. Все экспонаты представлены таким образом, чтобы зритель почувствовал себя участником происходящего, ощутил, что такое изгнание. Кроме того, они представляют иммигранта в новой ипостаси. Например, фотографии Оливье Жобара, показывающие иммигрантов, приплывших на Канарские острова на лодках из Африки, напоминают, что иммигрант - не только жертва, мученик, но еще и герой. Ведь, чтобы оставить свой дом и уехать в неизвестную страну, нужно много смелости и предприимчивости.



Наталья Руткевич: Культура иммигранта не представляет угрозы для доминирующей культуры. Напротив, иммигрант культурно обогащает страну, в которую он прибыл - такую идею пытается донести до своих посетителей парижский Центр истории иммиграции. О том, как потомки иммигрантов, рожденные уже во Франции, относятся к культурным традициям своих родителей, рассказывает Мустафа Амокрам.



Мустафа Амокрам: Конечно, родительские обычаи мне передались, и не обязательно посредством письменной культуры. Мои корни навсегда связаны с нашей национальной музыкой. Дома мы постоянно слушали алжирские пластинки. Для нас это была не только связь с нашей страной, но и в какой-то степени символ неподчинения. Мы были готовы адаптироваться к Франции и ее правилам, но не сломать при этом самих себя. И вот что я еще хочу сказать... Сегодня часто смешивают культуру и образование, но это неверно! Мои родители, приехавшие из Алжира, не были образованными людьми, но они принесли с собой свою культуру, которая сегодня наложила свой отпечаток на культуру Франции.



Наталья Руткевич: В сегодняшней Франции подход правительства к иммиграции меняется - ужесточается контроль за въездом в страну, набирает обороты борьба с нелегальной иммиграцией. Недавно правящая партия внесла законопроект о введении анализов ДНК для иностранцев, желающих воссоединиться с семьей, проживающей во Франции. Этот законопроект вызвал возмущение левой оппозиции и немалой части французского общества.


XS
SM
MD
LG