Ссылки для упрощенного доступа

Академик Гергий Арбатов об уроках карибского кризиса


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Олег Винокуров: 45 лет назад, 22 октября 1962 года, президент США Джон Кеннеди в телевизионном обращении к гражданам страны сообщил о развертывании советских ракет на Кубе. В эти дни противостояние между США и СССР достигло наивысшей точки и чуть не привело к ядерной войне между державами. Путем спасительных переговоров Москве и Вашингтону чудом удалось избежать военного конфликта. В итоге советский лидер Никита Хрущев согласился убрать ракеты с Кубы, а Кеннеди - вывести из Турции свои ракеты и демонтировать военную базу Инжерлик. Возможно ли повторение Карибского кризиса в сегодняшних отношениях между Россией и США? На этот вопрос попытался ответить бывший директор Института США и Канады, академик Гергий Арбатов.



Мумин Шакиров: Академик Георгий Арбатов в те годы работал журналистом-международником в Праге. Прямого доступа к людям, которые принимают решения в Кремле, не имел, но внимательно следил за ситуацией. Уже позже, будучи долгие годы директором Института США и Канады Академии наук СССР, он в деталях и подробностям изучил карибский кризис.



Георгий Арбатов: Конечно, это сама идея установки ракет средней дальности на Кубе - это было авантюрой. В Америке переполох был большой. Было мнение такое экстремистов - разбомбить Кубу, вплоть даже до ядерного удара по Кубе. Потом восторжествовала в Америке другая точка зрения: установить блокаду, чтобы не было подвоза новых ракет, военные материалов на Кубу. И установили блокаду, линию. И вот тут наступил критический момент: подошел караван советских судов и пересек эту линию. Опять разделились голоса в этой кризисной группе американской, некоторые предлагали начать просто отстрел этих судов, но восторжествовала другая точка зрения - просто отодвинуть эту линию немножко назад. И тогда в Москве тоже немножко одумались, потому что и сам Хрущев был не настолько авантюристичен, чтобы не понимать, чем это все может кончиться. И кончилось тем, что мы согласились на вывоз всех ракет, оборудования, связанного с ними, обратно в Советский Союз. Правда, для спасения лица было предусмотрено в этой договоренности, что американцы тоже вывезут свои ракеты средней дальности из Турции и Европы.


Но кризис имел и положительное значение, потому что увидели, как может начаться ядерная война, что это не страх, это действительно возможно из-за ошибки, авантюристического шага, какой-то глупости, совершенной одним политическим деятелем. Это помогло потом как-то искать пути к ограничению вооружений и вообще к отказу от методов "холодной войны".



Мумин Шакиров: Если отталкиваться от тех событий, возможно ли повторение такой ситуации сегодня? Отношения могут вернуться к "холодной войне" или это исключено?



Георгий Арбатов: Вы знаете, окончание "холодной войны" как-то создало уникальные возможности, которые не были использованы ни американцами, ни нами, - возможности налаживания действительного сотрудничества, новых, радикальных мер по сокращению и ограничению вооружений. И сегодня, я считаю, это не значит, что этого не случится завтра или послезавтра, но сегодня такая авантюра невозможна. Я себе не представляю, что либо советская, либо американская сторона совершила бы такой шаг, который подвел бы на грань ядерной войны весь мир.


XS
SM
MD
LG