Ссылки для упрощенного доступа

Общественная реакция на письмо Зураба Церетели и Никиты Михалкова


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Никита Татарский .



Александр Гостев : В последние дни в русском Интернете развивается бурная дискуссия о письме Зураба Церетели, Никиты Михалкова и еще двух деятелей культуры президенту России. Выражая, как сказано в тексте, мнение более 65 тысяч представителей творческих профессий, авторы письма просят Владимира Путина остаться на посту на следующий срок. За этим письмом последовало множество возмущенных откликов других представителей творческих профессий, которые под этим письмом не подписывались и не желают, чтобы Михалков и Церетели говорили от их имени. Над этой темой сегодня работал корреспондент Радио Свобода Никита Татарский.



Никита Татарский : Открытое письмо президенту России Владимиру Путину с призывом продолжить руководить страной и в дальнейшем, идти на третий президентский срок, подписано президентом Российского фонда культуры Никитой Михалковым, президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, вице-президентом академии Таиром Салаховым, ректором Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Альбертом Чаркиным. В письме, в частности, говорится: " Российская академия художеств еще раз обращается к Вам с просьбой, чтобы Вы остались на своем посту на следующий срок, выражая мнение всего художественного сообщества России, более 65 000 художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства.


Мы надеемся, что Вы учтете мнение десятков тысяч художников и деятелей отечественных культуры и искусства о необходимости Вашего пребывания и после 2008 года на посту главы Российского государства.


От имени всех представителей творческих профессий в России ".


Письмо было опубликовано в "Российской газете" 16 октября. Участник движения "Объединенный гражданский фронт", заслуженный артист Российской Федерации Алексей Девотченко отреагировал на это письмо своим.



Алексей Девотченко : Основные его тезисы, они передо мной, я цитирую первый пассаж письма этих четырех человек и даю им свое мнение по поводу. Вот скажем, они пишут о том, что "мы высоко ценим Ваши огромные достижения во всех сферах жизни России. Благодаря Вашей мудрой политики, была достигнута социальная стабильность и необычайно повысился авторитет нашей родины". Тут я, так сказать, пишу, что речь, видимо, идет об уничтожении всех демократических институтов в стране, разгроме малого бизнеса, частного предпринимательства, введение геббельсовской цензуры в СМИ, преследование инакомыслия, возрождение карательной психиатрии, избиение граждан, осмелившихся открыто выступать против произвола полицейского государства и надвигающегося фашизма.


Что касается повышения авторитета нашей родины, тот тут уж спора не получится. После убийства Политковской и Литвиненко, травли английского посла в Москве, пронацистски настроенной околокремлевской молодежью и оргии "Наших" у эстонского посольства.



Никита Татарский : Еще более гневные многочисленные отклики появились в российском Интернете. Начавшись с отдельных записей в блогах, возмущение представителей творческих профессий превратилось в своеобразную акцию. Само собой сформировалось коллективное открытое письмо главному редактору "Российской газеты" Владиславу Фронину. Рассказывает один из первых отреагировавших на письмо художников Путину, литератор и журналист Денис Драгунский.



Денис Драгунский : Меня возмутило, во-первых, то, что от имени всех представителей творческих профессий. Я как бы думаю, что я являюсь представителем творческой профессии, не знаю, насколько я Творец, но у меня творческая профессия. Я не уполномочивал этих господ, чтобы они от моего имени делали какое бы то ни было заявление. Дело даже не в содержании этих заявлений, даже если бы это заявление было бы демократическим, каким-нибудь прогрессивным, замечательным. Все равно.


Второе. Мне совершенно не нравится провокационный тон и стиль этого заявления. Потому что эти люди призывают президента, законно избранного нашего легитимно избранного президента, нарушить Конституцию. Президент отбивается от этих предложений, что называется, руками и ногами. Просто я, вообще, диву даюсь, как ему хватает сил удержаться просто от каких-то грубых слов по адресу тех людей, которые его призывают нарушить Конституцию.


Наконец, мне не нравится то, что эти люди, на самом деле, демонстрируют свою глубокую какую-то, я бы сказал, ненависть к живому человеку, которым является Владимир Владимирович Путин. Потому что такое страстное и публичное объяснение в любви, вам может об этом сказать любой психолог, есть ни что иное как проявление глубокой и страстной неудержимой ненависти.



Никита Татарский : С этим согласен еще один участник этой стихийной Интернет-акции сценарист и писатель Олег Козырев.



Олег Козырев : Более всего, конечно же, возмутило то, что они выступили от лица всех творческих людей России, причем, естественно, не спросив никого из нас - как мы себя чувствуем, во что мы верим, в чем мы убеждены. Просто самое большое возмущение вызывает эта тенденция последнего времени к коллективным письмам с мест трудящихся, интеллигенции, научных руководителей и так далее и так далее. Идет такая волна, судя по которой пытаются создать, видимо, мнение, что весь мир единым фронтом поддерживает политику партии и правительства.


Я считаю, что России достаточно много талантливых, интеллектуальных, как минимум, просто убежденных людей, которые не готовы вписываться в коллективные письма. Если им понадобиться что-то сказать по какому-то поводу, они скажут на выборах ли, во время гражданской ли акции или, в конце концов, своей жизнью. Мне просто хотелось сказать, что конкретно я, Олег Козырев, не подписываюсь под этим письмом. И это неправда, что я в числе всех этих деятелей России якобы за третий срок Владимира Путина. Нет. Конкретно я, Олег Козырев, против этого. Я сразу же написал письмо, отправил редактору и написал сам в блоге.


Я изначально не хотел собирать какие-то там подписи, потому что конкретно в этой ситуации мне казалось, что очень важно на это всеобщее, коллективное такое бездушие и бездумство ответить чем-то индивидуальным, чем-то, что является лично моим шагом. Я очень рад, что мои коллеги в ЖЖ сообществе, да и просто творческие люди и вне его (в он-лайне, в офф-лайне) написали каждый сам за себя. Это не было какой-то такой сборной солянкой писем, а каждый отправил свое мнение, свой голос против этого, на мой взгляд, просто, честно говоря, бесстыдства. Стали появляться ссылки в моем блоге на еще дополнительные какие-то послания творческих людей, их реакция. В итоге это все, как снежный ком, стало расти. Сейчас, я так понимаю, там уже несколько десятков подписей только то, что сейчас известно. Я думаю, что их будет больше.


Любопытный момент, что на сайте "Российской газеты", через которую, видимо, больше всего возмущенных комментариев подают читатели, по крайней мере, сегодня были отключены комментарии к тому письму.



Никита Татарский : Отправившие главному редактору "Российской газеты" с иронией говорят о своих ожиданиях. По словам Дениса Драгунского, он бы хотел, чтобы газета опубликовала опровержение, из которого было бы ясно, что лично Денис Драгунский не имеет никакого отношения к письму Михалкова и Церетели.



Денис Драгунский : Я считаю, что я сделал правильно, как правильно сделали те, кто предложил это сделать мне. Потому что таким образом мы как бы пытаемся, во-первых, спасти честь российской прессы. Господину Фронину, конечно, лучше всего будет напечатать это и сказать, что, к сожалению, мы как-то плохо отредактировали это письмо, о чем сейчас сожалеем, что так получилось. Это было бы очень хорошо для "Российской газеты". Это бы подняло ее авторитет.



Никита Татарский : Считает Денис Драгунский.



XS
SM
MD
LG