Ссылки для упрощенного доступа

Ирак «поддержит» Турцию в борьбе с курдскими сепаратистами


Дипломатическая сдержанность правительства Реджепа Эрдогана может не понравиться его избарателям. Демонстрация в Стамбуле за скорейшее открытие иракского фронта
Дипломатическая сдержанность правительства Реджепа Эрдогана может не понравиться его избарателям. Демонстрация в Стамбуле за скорейшее открытие иракского фронта

По сообщению Би-би-си, находящийся в Багдаде министр иностранных дел Турции Али Бабаджан подтвердил, что две страны достигли договоренности о решении « проблемы Курдской рабочей партии». Министр отметил, что Анкара будет делать основной упор на дипломатическое решение кризиса.


Г-н Бабаджан отверг заявление КРП о прекращении огня, отметив невозможность любых контактов с «террористической организацией». Ранее эта базирующаяся на востоке Турции и севере Ирака группировка заявила о прекращении боевых действий против турецкой армии и готовности сложить оружие в начале следующей недели.


Турецкий парламент уже санкционировал вторжение в Ирак. Если оно так и не состоится, то правительство Реджепа Эрдогана может столкнуться с недовольством народных масс, уже вполне заряженных пропагандой на «маленькую победоносную войну».


Ожидание скорого удара по базам сепаратистов подогрела очередная дерзкая вылазка боевиков КРП. В воскресенье в граничащей с Ираком провинции Хаккяри курдский отряд подорвал мост, по которому как раз проезжала военная колонна. 12 военнослужащих погибло, несколько человек, возможно, попали в плен. В ходе ответных действий было уничтожено 32 курдских бойца (представители КРП отрицают потери со своей стороны).


В Турции продолжается траур по погибшим, и не стихают призывы все-таки начать полномасштабную военную операцию в Ираке. Стамбульские таксисты отправляются в рейс с черными траурными ленточками. Закрыты увеселительные заведения, в мечетях звучат поминальные молитвы. На первых полосах центральных газет - фотографии погибших.


Война с сепаратистами, разгораясь и затихая, продолжается на юго-востоке Турции с начала 1980-х. В городах и деревнях этого региона, населенном в основном курдами, можно увидеть расклеенные листовки с изображением границ несуществующего Курдистана. Объявленная в Турции вне закона Курдская рабочая партия ведет борьбу за создание независимого государства, куда должны войти территории на стыке границ Турции, Ирака, Ирана и Сирии. В столкновениях между вооруженными курдскими отрядами и турецкими военными и силами безопасности за это время погибли более тридцати тысяч человек с обеих сторон. Боевики не раз объявляли перемирие и заявляли о желании вести переговоры с турецкими властями. После ареста и осуждения своего харизматичного лидера Абдуллы Оджалана его сторонники даже заявили о переходе к чисто политическим методам борьбы.


Официальная Анкара до сих пор отказывалась вступать в диалог с представителями «террористов», ставя условием для начала переговоров сдачу оружия и выдачу всех лидеров сопротивления.


В Стамбуле проходят массовые акции молодежи в поддержку скорейшего начала военных действий. Занятия в университетах идут по сокращенной программе, - в сэкономленное таким образом время студенты выходят на улицы, чтобы снова и снова потребовать от правительства предпринять конкретные шаги для «спасения» сограждан.


Эксперты полагают, что курдские сепаратисты активизировались после заключенного недавно между Анкарой и Багдадом соглашения о совместной борьбе с терроризмом. Этот договор запрещает турецким коммандос преследовать совершающих набеги через границу боевиков по горячим следам на территории Ирака. Когда курды разобрались в содержании документа, число нападений выросло – устроив засаду на турецкой территории, боевики по горным тропам возвращаются на свои базы.


Турецкий генштаб отреагировал на изменение оперативной ситуации быстро, потребовав от правительства дать добро на проведение операции на севере Ирака. Днем и ночью к границе стягивались войска, трейлеры подвозили бронетехнику, подходили части спецназа. Телевидение ежедневно передает сюжеты о действиях группировки, уже насчитывающей 60 тысяч военнослужащих.


До последних известий из Багдада ряд экспертов полагали, что точная дата начала операции будет названа в ближайшие дни. По словам обозревателя телеканала NTV Э мре Конгара, разработаны четыре варианта действий с участием подразделений спецназа, вертолетов огневой поддержки и артиллерии. Пока же продолжается прочесывание горных хребтов Габар и Джуди, где, по данным турецких военных, и скопилась основная масса сепаратистов. «Горные районы автономного [иракского] Курдистана фактически никем не контролируются. Это труднопроходимая зона снегов и лесов, где может воевать только спецназ», - отмечает журналист.


Впрочем, некоторые турецкие эксперты выражают сомнение в том, что нынешняя активность турецкой армии является подготовкой к полномасштабной войне с иракскими курдами. Анкара, как и Вашингтон, действительно опасается последствий экспедиции в иракском Курдистане, - ведь она может спровоцировать международный кризис и еще больше подорвать стабильность в соседней стране.


Противостояние на турецко-иракской границе вызвало стремительный рост цен на топливо. В тяжелой ситуации оказались и турецкие строительные компании, которые вынуждены прекратить свою деятельность в Ираке.


По информации Би-би-си, в ближайшее время Багдад направит в Анкару делегацию высокопоставленных представителей правительства для выработки «практичных и конкретных» мер противодействия экстремистам.


Успешному ходу переговоров предшествовало заявление Белого дома о том, что Ирак должен предпринять незамедлительные шаги, если хочет предотвратить турецкое вторжение. Анкара настаивает на том, чтобы иракские власти закрыли учебные лагеря КРП и выдали ей полевых лидеров сепаратистов.


XS
SM
MD
LG