Ссылки для упрощенного доступа

Будет заключено соглашение между правительством России и представителями крупных торговых сетей о замораживании цен на продукты питания


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Саранске Игорь Телин.



Михаил Саленков: Сегодня, как ожидается, на федеральном уровне будет заключено соглашение между правительством страны и представителями крупных торговых сетей о замораживании цен на продукты питания. Частично это уже сделано, в некоторых регионах власти рост цен остановили. Например, в Саранске цены удалось даже искусственно снизить после переговоров с предпринимателями.



Игорь Телин: Местные власти понимают что подорожание продуктов питания – не только социальный фактор, но и политический – оно происходит накануне выборов. Так что их реакция была весьма быстрой. Рассказывает вице-премьер мордовского правительства Михаил Сезганов.



Михаил Сезганов: Было принято соответствующее постановление, в котором были рекомендованы производителям, переработчикам и торговле предельные уровни рентабельности для каждого вида переработки молока, вплоть до доведения молочных продуктов до конечного потребителя.



Игорь Телин: Таким образом, удалось снизить цену подорожавшего молока, снижение составило пять-шесть рублей за литровый пакет – четверть стоимости – сумма весьма значительная для производителей и торгующих организаций.



Михаил Сезганов: Мы нашли понимание и со стороны торговли, и со стороны переработчиков, и со стороны производителей.



Игорь Телин: Публично никакого ропота и демаршей со стороны производителей и торговцев не последовало, что лишний раз подтвердило факт: мордовские власти умеют уговаривать.



Михаил Сезганов: Это добрая воля всех тех, кто завязан сегодня на такой важнейшей сфере, как обеспечение продуктами первой необходимости населения республики.



Игорь Телин: Хотя в частных беседах представители торгующих организаций признают, что наценка, которую их обязали применять, не компенсирует стоимости транспортных расходов. Но открыто говорить об этом они не хотят. В республике снизили и зафиксировали цены именно на молоко и хлеб. Стоимость же масла, творога и сыров местного производства выросла почти на 20 процентов, и сейчас власти требуют снизить и ее.



Представитель маслосырзавода: Мы тоже планируем, может быть, понизить цены на наши продукты.



Игорь Телин: Рассказал представитель одного из республиканских маслосырзаводов. Рост стоимости сыров и сливочного масла по его словам – объективный фактор.



Представитель маслосырзавода: Выросла просто цена на сырье. Она, скорее всего, выросла опять же из-за цен на то же зерно.



Игорь Телин: Есть еще одна проблема, которую предстоит решать местным властям – в соседних регионах стоимость молочных продуктов значительно выше, так что есть угроза массового вывоза более дешевой мордовской продукции за пределы республики.



Михаил Саленков: Прокомментировать ситуацию мы попросили Павла Медведева, депутата Государственной Думы России. Насколько хороша эта мера – искусственно останавливать рост цен, такое государственное регулирование экономики?



Павел Медведев: Вы знаете, я много комментариев по этому поводу слышал, и они парадоксальные. Экономисты говорят, что так поступать нельзя, потому что некоторое время цены будут стабильные, а потом они все равно выскочат на тот уровень, на который их загоняет рынок. Спрашивается: как альтернатива? Позволить им сейчас выскочить на тот уровень, на который их загоняет рынок, и не дать возможности хоть немножечко пожить на те зарплаты, которые получают наименее обеспеченные люди, на те пенсии, которые получают наши пенсионеры, что-то все-таки иметь возможность купить? Если бы это была единственная мера, наверное, я бы к ней отнесся очень скептически, а так только я слегка скептически к ней отношусь. Дело в том, что параллельно принимаются значительно более кардинальные меры. Например, импортная пошлина уменьшена очень существенно на самые простые товары, на молоко и молочные продукты – с 15 процентов до 5. Я, честно говоря, до нуля бы снизил, но вот правительство считает, что до 5 процентов надо ее снизить. Экспортные пошлины на зерно повышаются. Дело в том, что сейчас огромная разница в ценах на зерно внутри нашей страны и за границей, больше чем в 1,5 раза разница. Конечно, огромный соблазн вывозить зерно за границу. Но вот пошлина делает этот вывоз не таким выгодным, и поэтому вывоз зерна за границу будет не таким мощным.


Но если удастся договориться, действительно, правительство пытается договориться с крупными торговыми сетями, если удастся договориться до того, что крупные сети будут наценку на самые основные товары держать на постоянном уровне, на низком уровне… Дело в том, что договорятся-то не с сельхозпроизводителями, а с продавцами, и сельхозпроизводители будут продавать по той цене, по которой они хотят, по которой у них будут покупать. Я думаю, что это мера, как минимум, не опасная.



Михаил Саленков: Да, но все равно говорят, что как раз это может привести, например, к дефициту продуктов на полках магазинах.



Павел Медведев: Вот это да, принципиально это возможно. Но если правительство будет внимательно следить за тем, что происходит на рынке, и быстро реагировать, то, может быть, и дефицита не будет. Кроме того, механизм договоренности такой: сети берут, по-видимому, на себя обязательства зарабатывать на других, на более дорогих продуктах, а на эти продукты держать низкую наценку, для того чтобы бедные люди имели возможность хоть что-то купить. Черную икру они купить, ясно, не могут, но вот сделать надо так, чтобы они хотя бы молоко могли покупать. Тем временем предполагается несколько повысить доходы малообеспеченных людей. Например, московское правительство пенсионерам в ноябре выплатит по 500 рублей – это очень мало, но намного лучше, чем ничего. С декабря все пенсионеры получат добавку в 300 рублей к своим пенсиям – опять-таки это мало, но намного лучше, чем ничего.


XS
SM
MD
LG