Ссылки для упрощенного доступа

Марина Литвиненко и Александр Гольдфарб представили португальское издание своей книги "Смерть диссидента"


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие соавтор книги «Смерть диссидента» Александр Гольдфарб.



Дмитрий Волчек: Сегодня в газете «Дейли Телеграф» была напечатана статья вдовы Александра Литвиненко Марины под заголовком «Евросоюз должен принять меры против России». В Лиссабоне Марина Литвиненко и Александр Гольдфарб представили португальское издание своей книги «Смерть диссидента». Вот что рассказал мне по телефону из Португалии соавтор книги Александр Гольдфарб.



Александр Гольдфарб: Мы немножко сдвинули эту презентацию, так чтобы она совпала с приездом Путина и со встречей и Европейского союза с Россией. Так что мы сразу по двум причинам здесь.



Дмитрий Волчек: И как прошла презентация?



Александр Гольдфарб: Это уже наша не первая презентация, и в этом смысла она прошла так же, как во всех других странах. Дело шумное, историю все знают, и поэтому было много народу. Но в контексте встречи на высшем уровне это был дополнительный, конечно, интерес, и все газеты об этом пишут.



Дмитрий Волчек: Рассчитываете ли вы на то, что вопрос о гибели Александра Литвиненко будет всерьез поднят на этой встрече, и каких результатов ожидаете?



Александр Гольдфарб: Мы считаем, что мы уже достигли своей цели. Мы, естественно, хотели бы, чтобы на политическом уровне эта тема поднималась и обсуждалась, и это то, к чему мы призываем руководителей Европы, но уже одно то обстоятельство, что это одна из главных тем здесь, в Португалии, Марина сегодня ходит по улице – ее все узнают, потому что вчера по телевизору показывали, это уже большой успех. Если вы помните, в своем последнем заявлении Литвиненко предупредил Путина, что это дело будет преследовать его до конца его дней, Путина я имею в виду, и вот мы стараемся сделать так, чтобы это действительно состоялось. И сигнал, который мы хотим ему дать здесь, в Лиссабоне: эта тема не уйдет, она будет оставаться, и мы не дадим ее забыть.



Дмитрий Волчек: Тем не менее, прошло уже 11 месяцев, и, в общем, дело не сдвинулось с мертвой точки, Лугового никто не собирается выдавать.



Александр Гольдфарб: С начала было ясно, что его никто не выдаст, потому что его скорее убьют, чем выдадут, поскольку он в данном вопросе не самая главная личность, он не является заказчиком этого убийства. То, что англичане потребовали его экстрадиции и применили санкции, это тоже уже само по себе очень важно. И, честно говоря, я лично не думаю, что Луговой когда-либо предстанет перед судом. Если кто и захочет когда-нибудь его выдать, то, скорее всего, его застрелят по дороге в аэропорт. Он слишком много знает.



Дмитрий Волчек: Довольны ли вы действиями британских властей? Считаете ли вы, что они делают все, что в их силах, чтобы добиться справедливости, или они тоже руководствуются прагматическими соображениями и учитывают отношения с Россией, стараются это дело не доводить до логического конца?



Александр Гольдфарб: Трудно сказать, поскольку мы абсолютно довольны действиям следственных органов и прокуратуры, которые сделали максимум. Что касается действий британского правительства, то тут есть некая сложность, которая заключается в том, что если они делают то, что мы хотели бы, а именно опубликуют имеющиеся у них материалы дела, доказательства, материалы о происхождении полония и прочее-прочее, что, мы уверены, у них есть, то это теряет доказательную силу в суде. И в этом случае они не смогу уже требовать экстрадиции. Поэтому если же они продолжают требовать экстрадиции, то они не могут обнародовать свои доказательства публично. И вот эта двусмысленность не может, конечно, продолжать бесконечно. Пока что, я думаю, они делают все правильно: они настаивают на экстрадиции и доводят дело до логического конца, когда будет ясно, что Россия уже ни при каких обстоятельствах его не выдаст. Я думаю, что потребуется еще некоторое количество месяцев до этого. Когда они исчерпают свой ресурс давления, тогда будет происходить следующий этапа всего этого дела, будут опубликованы публично материалы, которые у них есть по доказательствам, будет опубликована информация о происхождении полония на основании его радиологического и химического анализа, и тогда все стане ясно с точки зрения суда общественного мнения. Но тогда уже, видимо, уголовного суда не будет.



Дмитрий Волчек: Не смущает ли вас, что это произойдет уже после президентских выборов в России?



Александр Гольдфарб: Президентские выборы в России, на мой взгляд, не являются таковыми, а это всего лишь видимость выборов, они ничего не изменят. Потому что Путин, судя по всему, останется у руля. Он будет называться немножко по-другому, он будет называться премьер-министром, может быть, но он будет контролировать страну, власть, и никуда он не денется. Так что не думаю, что что-либо изменится. Путин – это всерьез и надолго, и я думаю, так же как и дело Литвиненко.



Дмитрий Волчек: Господин Гольдфарб, на сколько языков уже переведена ваша книга?



Александр Гольдфарб: На сегодняшний день она вышла в 26 странах, Португалия – это 26-я страна. По-моему, на 16 языках, потому что некоторые страны, как Португалия и Бразилия, в них один и тот же язык или в Новой Зеландии и Ирландии. И до конца года она выйдет в 31 стране и еще будет переведена на 4 языка. Так что это довольно успешная книга.



Дмитрий Волчек: И готовится фильм.



Александр Гольдфарб: Фильм – это другое. Фильм по книжке делает Голливуд, и мы как бы не контролируем этот процесс, это целиком под контролем студии голливудской. Но фильм делается по книжке, да. Я даже не знаю, как он будет выглядеть.



Дмитрий Волчек: То есть вы не участвуете в работе над сценарием?



Александр Гольдфарб: Нет, мы не участвуем. Но мы надеемся, что после того, как они напишут сценарий, люди, которые получили права на фильм, студия «Коламбиа Пикчерс», они обещали нам его показать.



Дмитрий Волчек: Знаете ли вы, каков выбор на главную роль и существует ли он вообще?



Александр Гольдфарб: Нет, его пока не существует. Единственное, что мы знаем, что режиссер, который будет это делать, который очень с большим интересом взялся за это, это Майкл Манн, известный по таким фильмам, как «Поединок», он был продюсером «Авиатора» с Ди Каприо, и вот он единственный из известных людей, который пока что связан с этим фильмом. Актеры обычно подписываются после того, как есть сценарий, а сценарий еще не готов.


XS
SM
MD
LG