Ссылки для упрощенного доступа

Трагедию в Тольятти сравнили со взрывом на Черкизовском рынке в Москве


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Андрей Шароградский: Наблюдатели обсуждают версии о том, кто организовал теракт в Тольятти. По словам представителя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Александра Бастрыкина, тольяттинское взрывное устройство аналогично тому, что сработало год назад на одном из московских рынков. Это пока предположение.



Марьяна Торочешникова: У следствия появились новые версии о том, кто мог организовать теракт в Тольятти, хотя основной до сих пор называют ту, что имеет «кавказский след». Просто подробностей добавилось. Оперативники почти уверенно заявляют: взрыв произвел смертник. Кроме того, сообщается о возможной причастности к теракту Павла Косолапова - специалиста-взрывника и соратника Шамиля Басаева. Считается, что самые кровавые взрывы, прогремевшие в России в последние годы дело его рук. С именем Косолапова связывают и подрыв «Невского экспресса» летом этого года.


Впрочем, информация, поступающая от правоохранительных органов, выглядит довольно путано. Так, например, до сих пор непонятно, что за устройство сработало в автобусе.


"РИА Новости", цитируя слова анонимного представителя силовых структур, указывает: «Безоболочное взрывное устройство, приведенное в действие в пассажирском рейсовом автобусе, было начинено поражающими элементами в виде металлических шариков, гаек и болтов»


"Интерфакс", со ссылкой на УВД Тольятти, сообщает: «по данным следствия, полученным на настоящий момент, поражающих элементов во взрывном устройстве не было».


Не внес ясности в этот вопрос и руководитель следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин. Зато он сообщил, что, по предварительным данным, взрывное устройство, сработавшее в автобусе похоже на то, что год назад было использовано на Черкизовском рынке в Москве.



Александр Бастрыкин: Подобного рода устройство применялось прошлым летом при взрыве на Черкизовском рынке, там тоже химическая основа взрывного устройства. Поэтому я убежден, что специалисты-взрывники в ближайшее время нам дадут основания для идентификации этого взрывного устройства. Если мы идентифицируем механизм, составляющие части, элементы, первооснову, то мы, я думаю, очень быстро выйдем на исполнителя.



Марьяна Торочешникова: После этого заявления наблюдатели начали выдвигать версию о том, что к теракту причастны вовсе не кавказские боевики, а националисты. Говорит ветеран спецназа, президент ассоциации группы «Альфа» Сергей Гончаров...



Сергей Гончаров: За последнее время, что бы ни случилось, теракты, которые у нас происходят, мы сразу пишем - "чеченский след", но доказательств и каких-то серьезных посылов к этому нет. Это первое. Второе, мне кажется, что если докажет следствие, что связь взрывного устройства на Черкизовском рынке… имеет общее начало... по производству взрывного устройства, то можно будет говорить о том, что это националистическая группа, которая действует уже по всем регионам России. Она не только националистическая, но, по всей видимости, ненавидит нынешнюю власть, как федеральную, так и региональную. Поэтому они пошли ва-банк.



Марьяна Торочешникова: А как бы вы прокомментировали информацию, которая поступает о самом взрывном устройстве?



Сергей Гончаров: Никак не могу понять, почему наши следственные работники не могут выяснить причину. Потому что если происходит безоболочный взрыв, то людей поражает то, что находилось бы в салоне этого автобуса, то есть обшивка и так далее. Когда же поражается шариками, болтами или гайками… то, естественно, поражение людей будет только от этих предметов. Поэтому мне трудно понять, почему за два дня следователи не могут определить поражающий фактор, то есть чем поражены граждане, тем более погибшие. И второе, что такое смертник? В любом случае осталось много народу, живых и здоровых, дай им Бог здоровья, которые находились в автобусе, и до тех пор, пока их не опросят, говорить о том, что это взорвал смертник, я бы не стал, потому что это должно быть доказано, для этого нужен опрос свидетелей.



Марьяна Торочешникова: Депутат, член думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков, напротив, приоритетной считает версию о причастности к теракту боевиков, не исключая при этом и провокаций со стороны неофашистов.



Геннадий Гудков: Первая, на мой взгляд, версия, это все-таки "кавказский след", речь идет ни о чеченцах, ни о ком-то еще, а речь идет о террористах, которые свили свое гнездо, вполне возможно, в рамках каких-то радикальных экстремистских группировок и так далее, и тому подобное. Обстановка обострилась в Ингушетии и не только в Ингушетии, есть определенные вылазки и в других республиках. Вполне возможно, что следы ведут туда. Вторая версия, которая наверняка будет отрабатываться следствием, это причастность к взрыву экстремистских националистических или полуфашистских и фашистских организаций. Я думаю, что это тоже весьма вероятная версия, поскольку мы знаем, что определенными политическими силами или, наоборот, экстремистскими даже силами 4 ноября связывается с некими совершенно ошибочными представлениями, и они пытаются в этот период реализовать какие-то свои взгляды, какие-то точки зрения. Вполне возможно, что кто-то из них пошел по пути совершенно преступному, террористическому, и, может быть, к этому действительно окажется причастной какая-то экстремистская националистическая группировка.



Марьяна Торочешникова: На этом фоне другие версии поблекли. В частности, сейчас уже почти никто не допускает, что взрыв мог произойти по неосторожности. И о попытке дестабилизировать обстановку в регионах накануне выборов уже как-то не говорят. Может, потому что спикер Госдумы Борис Грызлов попросил повременить коллег с выводами. За всем этим версия криминальных разборок почти забылась, хотя первоначально именно на нее делали акцент многие наблюдатели.


XS
SM
MD
LG