Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Венера Советская». Богини жизни и труда


Александр Дейнека. «Раздолье», 1944 год

Александр Дейнека. «Раздолье», 1944 год

В Петербурге в Русском музее открылась выставка живописи, станковой и печатной графики, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и фотографии «Венера Советская».


Выставка охватывает период с 1917 по 1991 год, то есть весь советский период, с которым имя богини любви ассоциируется не в первую очередь. Советские люди вообще как бы не делали это — то, что сквозит почти из каждого полотна, каждой скульптуры, но не из плакатов, конечно. Женщина советского плаката, по-моему, больше похожа на суровую Парку, зажавшую в сухощавом кулаке нить вашей жизни, — особенно если это какая-нибудь ткачиха, поглощенная социалистическим соревнованием. Или на Эринию — если она летит по земному шару под красными знаменами, возбуждая ужас, а не желание. И все же эротика выжила и после 1917 года, более того, она не слишком изменилась, так что, проходя по выставке, ловишь себя на воландовской мысли — что эти люди, в общем, такие же, как были, просто их испортил… ну да, и квартирный вопрос тоже, и весь унизительный советский быт, не исключая белья, от которого советские художники, думаю, плакали не меньше, чем советские женщины. Центральное полотно выставки — обнаженная именно в таком белье: страшные черные сатиновые трусы и лифчик исказят и богиню, тем более, с таким корявым рабоче-крестьянским лицом, как на холсте Малагиса.


Но есть и другие Венеры. Говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — XXI веков Алиса Любимова: «В мастерских художников была вот эта линия более чувственного отношения к женщине. В 30-е годы с культом спортивного, развитого, молодого тела появляется эта тема и в официальном искусстве. В 70-80-е годы в этой теме происходят определенные метаморфозы. Появляется больше иронии, гротеска, метафоры».


Эта выставка живо заинтересовала петербургского художника Михаила Карасика: «Советская Венера — это была женщина труда все-таки. Тело, формы, естественно, всегда привлекают художника, и пластика. Допустим, живопись Дейнеки. Конечно, это обнаженка. Другое дело, что все это зажато было в какие-то идеологические шоры».


Что делает время — сегодня эти шоры приобретают чуть ли не эротический подтекст, выставка построена именно так. И рядом с самохваловской могучей королевой-метростроевкой с отбойным молотком весьма уместны кадры советских фильмов, которые тут крутятся постоянно, и мощные ноги кордебалета победно вздымаются вокруг Любови Орловой в ее незабвенном «Цирке».


XS
SM
MD
LG