Ссылки для упрощенного доступа

День народного единства в России и отношение к этому празднику Польши


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемишевский.



Александр Гостев: Те, кто в свое время выступал против введения Дня народного единства, указывали на то, что такой праздник неминуемо вызовет осложнения в отношениях с Польшей и Литвой, на современных территориях которых в основном размещалась Речь Посполитая. Беседа нашего корреспондента в Варшаве с историком Филиппом Либицким свидетельствует, что такие опасения оправдались.



Филипп Либицкий: Думаю, что, конечно же, каждое государство имеет право устанавливать такие государственные праздники, связанные с датами из собственной истории, которые считает уместными. С этим вряд ли можно спорить. Однако очевидным является также и то, что каждый государственный праздник является элементом построения, укрепления национального самосознания народа, живущего в данном государстве. И здесь всегда возникает вопрос: укрепляется ли это самосознание в смысле позитивном или негативном - это, значит, против кого-то. Для меня ясно, что выбор в России именно этой даты - это выражение желания строить самосознание на таком сопротивлении что ли, воспоминаниях о событиях, связанных с борьбой с кем-то, в данном случае это борьба с Польшей. С польской точки зрения это не самый лучший выбор, и я думаю, что в российской истории наверняка можно было найти другую дату для такого праздника, и это бы гораздо лучше отразилось на польско-российских отношениях, чем та дата и те события, которые были выбраны.



Александр Лемишевский: А какое значение для истории Польши имеют события 1612 года?



Филипп Либицкий: Наверняка, это был для Польши период самого большого в истории расцвета. Хочу напомнить, что поляков в их планах тогда частично поддержали также и несколько крупных и влиятельных русских родов. Русские магнаты не имели таких свобод и прав, как польские, и их, конечно, манила подобная перспектива. А если вернуться в наше время, то как бы то ни было, если выбирается дата, связанная с победой над своим соседом, то, конечно, трудно ожидать, что этот сосед будет относиться к такому празднику как к позитивному шагу в строительстве двусторонних отношений. Это, как мне кажется, касается каждого соседа. Польша граничит только с Калининградской областью России, однако в ментальном смысле это соседство гораздо обширнее, и вряд ли то, что Россия празднует День народного единства именно 4 ноября, окажет позитивное влияние на климат наших отношений.



Александр Лемишевский: В последние годы польско-российские отношения вряд ли можно было назвать хорошими, и, судя по всему, до их улучшения еще далеко. Имеет ли в этом смысле российский День народного единства какое-то значение?



Филипп Либицкий: Это выглядит в определенной степени так, что во времена Советского Союза Россия имела имперские амбиции. В начале 90-х это стало невозможным по разным причинам, но амбиции все же остались. Их нужно как-то поддерживать. Этого, наверное, ждет и часть российского общества. Поэтому теперь, когда имперские планы России - это в определенной степени, что касается военного потенциала, политического, прошлое уже, такие даты служат тому, чтобы эти амбиции поддерживать. Это наверняка не позитивный сигнал для всех соседей России, особенно тех, кто находится в нашей части Европы.


XS
SM
MD
LG