Ссылки для упрощенного доступа

Скончался создатель и руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Игорь Моисеев


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.



Андрей Шарый: В Москве на 102-м году жизни скончался легендарный хореограф Игорь Моисеев, создатель и руководитель Государственного академического ансамбля и народного танца. Моисеев - обладатель огромного количества наград, почетных званий и титулов, советских, российских и зарубежных.



Марина Тимашева: Игорь Моисеев - это целая эпоха балетного театра, один из немногих людей, кого при жизни называли гением. Сын юриста и модистки, Игорь Моисеев был танцором, а с 24 лет - и балетмейстером Большого театра, автором легендарных спектаклей "Футболист" и "Спартак". Тогда его считали слишком авангардным, Большой театр - цитирую - не "хотел превращаться в пивную", и Игорь Моисеев из него ушел. Чтобы в 1937 году создать ансамбль народного танца, всюду известный как "моисеевский". И по сей день он обитает в Зале имени Чайковского.


О том, как его туда посели, сам Игорь Александрович год назад рассказывал мне так...



Игорь Моисеев (архив): К этому времени мы стали уже настолько известны, что уже выступали в Кремле. А выступать в Кремле - это, значит, выступать перед правительством, в то время перед Сталиным. Подошел как-то ко мне Сталин и спросил: "Как дела?" Я говорю: "Плохо, Иосиф Виссарионович". - "А почему плохо?" - "У нас нет помещения. Вот номер, который вам нравится, я его ставил на лестничной площадке". Он сделал такой жест, как из-под земли появился Щербаков, первый секретарь МК, и так через плечо ему кинул: "У него нет помещения. Доложишь завтра". И пошел дальше. На следующий день я был вызван в МК, в кабинет к Щербакову, у него висела карта Москвы. "Ну, выбирайте, где вы хотите работать". Я говорю: "Я предлагаю здание, предполагается назвать его Залом Чайковского, и в этом же здании строится станция метро. Станцию метро собираются открыть через месяц-два. Как будете открывать станцию метро в здании, которое находится все в лесах? Я предлагаю, пусть метро и достроит Зал Чайковского". Он говорит: "Хорошая идея". Вот таким образом получено это здание. Я думаю, что его величество случай, который помог нам так родиться случайно, поддерживал нас и в дальнейшем. А сейчас уже мы живем, опираясь на тот авторитет, который ансамбль завоевал своим нелегким, но счастливым трудом.



Марина Тимашева: Со своими танцорами Моисеев исколесил всю страну. Полтора года во время войны, эвакуации и гастролей его домом был плацкартный вагон, и он имел полное право позже написать в своей книге: "Я жил по солдатскому принципу: поближе к кухне, подальше от начальства". Потом ансамбль объездил все континенты, всюду имел оглушительный успех, по его образу и подобию формировались аналогичные коллективы по всему миру. Моисеев превратил характерный танец в самостоятельный вид искусства и возвел его в ранг спектакля. "Гаучо" и "Арагонская хота", молдавская и русская сюиты, греческий "Сиртаки", грандиозные "Партизаны" - все, что поставлено Игорем Моисеевым, основано на подлинной фольклорной интонации, но в этих номерах есть сюжет, конфликт, разработанная система отношений персонажей. Иными словами, Моисеев - это Станиславский народного танца. Конечно, народ никогда не плясал так, как моисеевцы, но именно они разбудили дремавший фольклор и сделали общим достоянием образность танца всех народов. Недаром Ираклий Андронников называл Моисеева "поэтом хореографии". Кстати, уже в 1962 году Моисеев под видом пародии показал роскошный и тогда запретный рок-н-ролл, а в 1975 году поставил, кажется, самое эротичное изо всех существующих зрелищ - "Ночь на Лысой горе", в котором ведьмы и черти пляшут ожившими скульптурами Храма Кхаджурахо. В России никак не приживается культура мюзикла, но моисеевцы могли бы запросто танцевать в бродвейских спектаклях, а в знаменитое шоу Майкла Флэтли "Ривер Данс" артисты ансамбля входят на раз. Помимо всего прочего, Моисеев ставил спортивные парады на Красной площади, и то, что зовется режиссурой массовых действий, тоже вышло из его фантастических идей.


Игорь Моисеев воспитал в своей школе, как минимум, пять поколений танцоров, обладающих виртуозной техникой и потрясающим темпераментом. Когда говорят, что перпетуум мобиле не существует, не верьте, - ансамбль Игоря Моисеева и есть вечный двигатель, грандиозно на века отлаженный механизм. Игорь Моисеев, увы, не воспитал хореографа, который мог бы ставить новые номера и пополнять ими концертные программы, но - он готовил педагогов, а они передавали систему его работы другим, тем, что помоложе, что называется, из рук в руки. И до тех пор, пока существует такого рода преемственность, ансамбль народного танца будет жить, жить даже после смерти своего великого лидера и наставника.


Игорь Моисеев прожил долгую и достойную жизнь, такую можно пожелать любому человеку. И смерть его - это потеря не только для России, не только для бывшего Советского Союза, а это потеря для всех людей всего мира, которые когда-нибудь что-нибудь слышали об искусстве танца.


XS
SM
MD
LG