Ссылки для упрощенного доступа

Грозит ли «Русский марш» риском столкновения демонстрантов разных убеждений?



Владимир Кара-Мурза: На ближайшее воскресенье, когда в России будет отмечаться День народного единства, запланировано сразу несколько политических акций различных форм. Самая противоречивая из них – традиционный «Русский марш» - обсуждаем с одним из его организаторов, депутатом Государственной думы Виктором Алкснисом. Какой маршрут на этот раз дозволен для вашего шествия?



Виктор Алкснис: Московское правительство, уставшее от бесконечных тревог с проведением митингов, демонстраций и шествий, нашло выход из положения и отыскало в Москве очень уютное место, очень удобное для властей для проведения подобны мероприятий – это Шевченковская набережная напротив Белого дома, напротив международного центра, в районе Сити-центра. То есть там нет домов, нет людей, нет транспорта и можно маршировать хоть целыми днями. И поэтому завтра там в течение целого дня пройдет аж три шествия.



Владимир Кара-Мурза: Завтра, если считать, что наступает суббота, то есть послезавтра.



Виктор Алкснис: Послезавтра, да. Причем подчеркну: официально русский марш проводится только один это, оргкомитет которого возглавляю я. Именно мы официально подали заявку на проведение «Русского марша». Остальные организации, скажем так, побоялись в заявках указывать название «Русский марш» и дали заявку просто на проведение торжественного шествия в честь Дня единения народного. Поэтому наше мероприятие начнется в 19 часов, уже в темноте. Надеюсь, оно пройдет организованно и без каких-нибудь эксцессов. Хотя сегодня я получил предостережение из прокуратуры о том, что мне грозят уголовным преследованием, если во время этого мероприятия пройдут какие-либо эксцессы.



Владимир Кара-Мурза: Заместитель председателя Государственной думы Сергей Бабурин уверен в правильности сделанного выбора.



Сергей Бабурин: Цель «Русского марша» в том, чтобы продемонстрировать, что у нас достаточно общественных сил, выступающих против России китайской или России американской. За русскую Россию. Мы не боимся никаких столкновений, и мы уверены, что их не будет, потому что с драками и провокаторами мы разберемся сами. Но мероприятие, где мы будем защищать граждан нашей страны на русскую культуру, русский язык, православные нравственные ценности, это мероприятие должно быть. Тем более в День народного единства. И в наших рядах будут люди разных национальностей, выступающих за русскую цивилизацию, за союз народов вокруг русского языка, русской культуры, русского образа жизни и православной традиции.



Владимир Кара-Мурза: Какой смысл организаторы марша вкладывают в сам День народного единства? В первые эти праздники сначала был «Правый марш», а сейчас «Русский марш».



Виктор Алкснис: Надо признать, действительно не мы являемся изобретателями этого термина, этого названия. Но оно очень удачно вписалось в наши жизненные реалии. И именно мы решили использовать для проведения мероприятия. Да, для начала планировалось как проведение избирательного мероприятия нашей партии в рамках избирательной кампании в Государственную думу. Но поскольку наше участие, очевидно, завершилось, поскольку сегодня Верховный суд принял окончательное решение об отказе нам в обжаловании решения Центризбиркома в отказе регистрировать нашу партию, то мы теперь проводим политическое мероприятие.



Владимир Кара-Мурза: Виктор Аксючиц, философ-публицист, бывший народный депутат России, осуждает саму форму мероприятия.



Виктор Аксючиц: Я считаю момент «Русского марша» антирусским явлением прежде всего потому, что само понятие «марш» заимствовано в фашистской идеологии. В русской традиции нет такого понятия, категории и явления. Как правило, на эти марши идут радикалы, маргиналы и такого рода марши приобретают соответствующие формы. Русская идеология, русская идея сейчас медленно, болезненно, катастрофически конфликтно, но распространяется не только в обществе, не только в народе, но и на политический слой. А такого рода марши не соответствуют распространению здравой патриотической государственнической русской идеологии на политический строй, они дискредитируют его. Поэтому я еще раз утверждаю – это антирусское явление.



Владимир Кара-Мурза: Как вы восприняли эту критику со стороны вашего бывшего коллеги Виктора Аксючица?



Виктор Алкснис: Я немножко с удивлением выслушал его мнение. Потому что причислять всех людей, которые хотят в этот день продемонстрировать, что они объединены любовью к своей стране, они объединены желанием помочь ей преодолеть сложности, хотят показать сплоченность. Я не вижу в этом ничего маргинального, ничего плохого. Да, действительно, среди тех людей, которые завтра будут участвовать в различных мероприятиях, достаточно много будет дураков и провокаторов. Но надеюсь, что их будет исчезающе малая величина по сравнению с теми людьми, кто действительно хочет продемонстрировать, что они принадлежат к великому народу, они гордятся историей своего народа государства и именно это они хотят продемонстрировать.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Владимира.



Слушатель: Здравствуйте. Я тоже считаю, что все эти марши, которые проводят и тем более, когда присваивают название русский или не русский, антирусский, прибалтийский или какой-то - это все неконструктивно. Если вы действительно думаете о России, о ее движении, то нужны реальные конкретные дела. А марши ничего не решают, это просто почва для различных зубоскальств, для трений, для противопоставлений, по существу для раскола. Мне кажется, как говорят политологи, контрпродуктивно. Нужно помогать России, русским конкретно в учебе, университеты улучшать, рабочие места, молодежи давать возможность трудиться, а не то, что выходить и плакатами трясти. Ничего тут не вытрясти.



Владимир Кара-Мурза: Какие будут лозунги у участников марша, раз вас сняли с выборов?



Виктор Алкснис: Наш лозунг «Мы за русскую Россию» – это основной наш лозунг и под ним мы пойдем. У нас как раз лозунги, они призывают к возрождению страны, они не направлены против кого-то, тем более против людей другой национальности. Но я хотел бы ответить радиослушателю по поводу его утверждения по поводу контрпродуктивности этих маршей. Ведь проблема в том, что власть своими действиями практически предпринимает попытки полностью перекрыть кислород, попытки разорвать возможность, не допустить возможность народу как-то оказывать влияние на власть. И даже сегодняшний пример, когда нам отказали в праве участвовать в выборах, мы цивилизованная парламентская партия, которая во главу угла ставит именно мирное, цивилизованное парламентскими методами решение проблем, нам в этом праве отказывают. И не только нам, а выталкивают всех на улицу, действительно толкают общество в сторону радикализма. И вот в последние годы наблюдающийся резкий всплеск радикализма особенно в молодежной среде, радикализма националистического, он связан с совершенно дурацкой, я не знаю, как назвать, безумной политикой власти, которая наедятся, что перекрыв все клапаны в государственной системе, они смогут решить проблемы. Наоборот давление растет, оно будет расти. И проведение «Русского марша» является ответом на политику властей, которые выталкивают общество из рамок, скажем так, спокойной цивилизованной политической дискуссии в стенах парламента, она выталкивает на улицу, она выталкивает на активные действия в виде митингов, демонстраций, пикетов, потому что другого не остается. При этом власть пытается и это перекрыть. И тогда возникает вопрос единственный выход у населения - они начинают действительно бросаться в радикализм крайне резкий и уже в буквальном смысле в террор. Эта чудовищная история в Тольятти, где оказывается студент, взорвавший автобус, вез взрывное устройство. Представить несколько лет назад, что такое возможно - это нереально. Но я еще раз повторю, я возмущен, я потрясен трагедией, что произошла в Тольятти, но получается, что этот студент, который, если бы у него была возможность нормально жить, работать, учиться, очевидно этого не произошло бы. Я ни в коем случае не оправдываю этого студента, но власть создает обстановку в стране, когда действительно появляется огромное число людей, которые убеждаются, что легальными политическими с этой властью, невозможно повлиять на эту власть, тогда они бросаются туда. И считают, что если взяв в руки биту бейсбольную, взяв в руки автомат, взяв взрывное устройство, они решают проблемы, они считают, что единственный способ бороться. Но если власть обладает хоть небольшим разумом, она не должна этого допускать.



Владимир Кара-Мурза: Депутат Государственной думы Николай Курьянович бессменный участник маршей.



Николай Курьянович: Мы провели первый «Русский марш» в 2005 году, как только этот праздник 4 ноября День народного единства был законодательно утвержден, и мы его провели при огромном стечении наших сторонников, русских националистов. Какие бы препятствия нам ни чинились, в прошлом году мы провели этот «Русский марш», и в этом году так же он будет проведен в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Поэтому власти должны задуматься о том, что надо заниматься русским народом и без решения русского вопроса невозможны по определению никакие реформы, проводимые в России. Милиция, вооруженные силы, да и спецслужбы, они стоят за идею укрепления российской государственности, за проведение «Русского марша». Но учитывая соответствующий неблагоприятный для них расклад политических сил, они вынуждены имитировать исполнение приказа.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Санкт-Петербурга от радиослушателя Александра.



Слушатель: Здравствуйте. Известно, что Россию захлестывают волны эмигрантов с Кавказа и Азии. На мой взгляд, власти недостаточно делают, чтобы сортировать эти потоки, выявлять нужных и ненужных. В основном беда этих потоков в том, что люди с тех территорий, с которых они прибывают сюда, далеки от уклада жизни коренных жителей, вносят в нашу жизнь нервозную обстановку, в общество в виду разницы менталитета и культуры. Вот Кондопога это очень хорошо показала. «Русский марш», на мой взгляд, его задача заявить об этих наболевших проблемах, которые несут эмигранты. Такие люди как Алла Гербер, Осмолов и другие говорят, что «Русский марш» - это фашисты разжигают ксенофобию и так далее. Скажите, они здесь ничего не путают? Может просто русские люди любят свою родину?



Владимир Кара-Мурза: Переформулируем так вопрос: не опасаетесь ли вы появления ксенофобских лозунгов на вашем марше?



Виктор Алкснис: На нашем «Русском марше», я уверен, что никаких ксенофобских лозунгов не будет. Но еще раз повторяю, что на других мероприятиях я не могу исключить проявления экстремизма и ксенофобии. Я присутствовал на заседании оргкомитета, другого альтернативного комитета марша и там некоторые люди, я не буду называть фамилии, которые относятся к радикалам, причем, я бы сказал, крайним радикалам, они намекали, что они могут устроить, показать, кто является настоящим русским националистом в наши дни. Это очень плохо, потому что действительно подобные выходки сильно компрометируют русское национальное движение, и я могу сказать, что они только отталкивают, они пугают людей вот этим радикализмом. Это даже не радикализм, я считаю, что это провокаторы. И существуют серьезные основания полагать, что многие из них, очевидно, как-то выполняют заказ определенных спецслужб, чтобы действительно скомпрометировать русское национальное движение. Я ни в коем случае не примазываюсь к русскому народу и к русским националистам, я латыш и я горжусь тем, что я латыш, но я вижу прекрасно, что сегодня положение именно таково, что есть кучка политических провокаторов, которые действительно делают все возможное и невозможное, чтобы скомпрометировать русское национальное движение. И поэтому повторяю еще раз, что у нас на нашем марше, я как организатор, я, во-первых, подписывал бумаги в правительстве Москвы с заявлением о марше, я брал на себя ответственность, что я не допущу, чтобы на нашем «Русском марше» эти провокаторы просто себя проявили. И мы будем тесно взаимодействовать с милицией, чтобы таких немедленно изолировать и удалять.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос Виктора Ивановича.



Слушатель: Добрый вечер, Владимир Алексеевич, добрый вечер, Виктор Алкснис. Во-первых, хочу поблагодарить Виктора Алксниса за то, что он взял на себя такую ответственность по проведению этого марша. Это необходимо для русского народа и для того, что в стране происходит. И когда мы говорим о национализме, что происходят такие стычки, всякие прочие ситуации неприятные, неприглядные. Но все это происходит из-за того, что наши бабушки, чьи внуки выходят на это, видят, как их оскорбляют на рынках, в этих магазинах и везде. То есть русский народ поставили не знаю куда.



Владимир Кара-Мурза: Сегодня завершился суд по делу о Кондопоге и довольно мягкими сроками наказания отделались его зачинщики. Как вы считаете, подорвет ли это стабильность в российском обществе?



Виктор Алкснис: Ни в коем случае. Понимаете, Кондопога при всех издержках того, что там происходило, дала огромный позитивный импульс. Поскольку она, во-первых, показала власти, что очень неблагополучно в нашем общем доме в плане межнациональных отношений и в первую очередь в плане русского вопроса, что русские люди, являющиеся государствообразующим народом, которых 80% населения в стране и таких стран с мононациональным составом населения не очень много в мире, они чувствуют себя зачастую ущемленными, оскорбленными. И Кондопога показала власти, что этот процесс может привести к серьезным последствиям. Кроме того, это, наверное, первый случай, когда русские показали людям других национальностей, которые начали себя вести в Кондопоге недолжным образом, они все-таки показали, кто в доме хозяин. И я могу сказать, что я уехал в прошлом году из Кондопоги за неделю до этих событий, а я 35 лет езжу в Карелию, в Кондопогу, у меня жена оттуда родом, и я каждый год езжу отдыхать, ловить окуньков на Онежском озере. Я своими глазами наблюдал, как вызревали гроздья гнева и как это все закончилось. Но закончилось относительно мирно. Посмотрите: никто не пострадал из чеченцев, азербайджанцев, никто. Да, они были напуганы, они покинули свое место жительства, потом они вернулись. А сейчас ситуация такова, что многие из них уехали оттуда, поскольку почувствовали, что отношение к ним местных жителей изменилось. Если раньше могли навязывать свой менталитет, свой образ жизни и чувствовали себя хозяевами, а тут они впервые увидели сплоченность местного населения, которое, не одна квартира, ни один человек другой национальности не был в Кондопоге избит или произошло насилие против него. Да, сожгли знаменитый ресторан «Чайка», несколько палаток сожгли, но ни один человек другой национальности в Кондопоге не пострадал. И это говорит действительно о великодушии русских, этот народ не ведет себя, как бандит, который действительно готов устраивать погромы чеченские, кавказские и так далее, этот народ требует к себе нормального уважительного отношения. И поэтому именно в этом великое значение Кондопоги. Я думаю, что она еще сыграет свою роль в формировании ощущения, что русский народ в России хозяин.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Эмиля Викторовича.



Слушатель: Добрый вечер, господа. Господин Алкснис, у меня к вам будет такой вопрос. Тут Курьянович выступал и говорил, что «Русский марш» - это прежде всего любовь к своей родине. Господин Курьянович известен как большой антисемит. Может быть любовь к своей родине проявляется именно в виде острого антисемитизма? Как вы считаете по этому поводу?



Виктор Алкснис: Вы знаете, я хорошо знаком с Николаем Владимировичем, мы с ним депутаты Госдумы, сидим в зале заседаний недалеко друг от друга. Я его наблюдаю в реальной политической деятельности. Я так, откровенно говоря, именно от вас впервые слышу, что Курьянович антисемит. Да, я не могу сказать, что Курьянович мягкий и пушистый, белый и пушистый, но во всяком случае особенно за последние годы он во многом очень сильно прибавил как политик, следит за своими выражениями. И я не замечал в его высказываниях что-то антисемитского. Если у вас есть какие-то факты конкретные, представьте, пожалуйста, я посмотрю. Но я еще раз повторяю, что я ничего подобного за ним не замечал.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Николая.



Слушатель: Доброй ночи. Я хотел бы спросить, а почему не назвать какой-нибудь другой, хотя бы славянский марш. Как будут к вашему маршу относиться союзные белорусы? Как вы относитесь к политике, сейчас которую ведет с Белоруссией? Вообще вы говорите, что приезжают, понаехали и прочее. А кто в Кондопогу понаехал, кто там коренной, вообще, чей это город? Почему там русские хозяева и с какого они времени хозяева?



Виктор Алкснис: Начнем с конца вашего вопроса. Русские там с 15-14 века. Русских там сейчас где-то 85% и карелы, по имени которых называется республика, они составляют буквально 7% населения. Но это не потому, что русские их всех вырезали или выселили, депортировали, но это исторически сложилось так. Карелия, невзирая на свое название, во всяком случае восточная Карелия, которая на побережье Онежского озера, всегда была русской Карелией, это русская земля, она граничила с теми знаменитыми поморскими селами в Архангельской области. То есть это то, что называется Русский Север, и поэтому русские там коренное население. И пытаться намеки, что русские пришлые - это отнюдь не так. Это исконно русская земля и та же самая Кондопога, невзирая на то, что название у нее в переводе с карельского означает «медвежий угол».



Владимир Кара-Мурза: Игорь Чубайс, директор Центра по изучению России Университета Дружбы народов, против узурпации праздника коммунистами.



Игорь Чубайс: От власти коммунистов в советское время погибло больше сорока миллионов человек. Так вот сейчас 4 ноября - это не советский праздник, это российский праздник, который говорит о связи нашей страны со всей своей историей. Император до сих пор не реабилитирован, но предпринята попытка вернуться к самим себе, восстановить свою идентичность. Но как только это было сделано, сразу появились националисты, которые себе этот праздник, присвоили себе эту дату и отворачивают мнение людей, настроение людей от того, что для нас важно, от нашей истории, от наших корней, от нашего прошлого, которое было поругано в советское время.



Владимир Кара-Мурза: Ожидаете ли вы, что какие-то государственные деятели примут участие в вашем мероприятии? В том году президент вышел на Лобное место и рассказывал школьникам о Смутном времени.



Виктор Алкснис: Я очень сомневаюсь, что в нашем «Русском марше»» примут участие какие-то государственные деятели за исключением депутатов Госдумы. Поскольку все-таки в глазах большинства представителей власти это мероприятие на грани фола и участие в нем недопустимо с точки зрения этики чиновника. Еще раз повторяю, это для нас ничего не значит, мы будем проводить мероприятие. И убеждены, что мероприятие будет работать на благо России и на благо русского народа.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от Николая, радиослушателя из Подмосковья.



Слушатель: Добрый вечер. Вы знаете, мне кажется, кризис русского народа в нем самом, не надо искать внешних врагов, как это пытаются проводить такие акции. Вот это пьянство, алкоголизм. Если бы вы провели такую акцию и потребовали от власти, чтобы приняли какие-то меры. Говорят, что свято место пусто не бывает, поэтому, как правило, люди приходят в те места, которые пусты, где народ спился, где трудиться он не в состоянии. А внешних врагов за популистскими возгласами, тем самым закрывают глаза на те проблемы, которые на самом деле существуют на духовном уровне, внутри народа, мы закрываем на это глаза.



Владимир Кара-Мурза: Ваша акция пройдет в нескольких городах России, какие требования будут ваши коллеги выдвигать к местным властям?



Виктор Алкснис: Я еще раз повторю, что я отвечаю за проведение «Русского марша», который пройдет в воскресенье в 19.00 на Шевченковской набережной. Другое шествие, которое будет проходить раньше, у них лозунги другие, я не берусь их обсуждать - это дело этих людей, которые с этими лозунгами пойдут. Одновременно будут проводиться мероприятия и в других городах России. Мы от имени Народного союза проводим мероприятие с нашим главным лозунгом «За русскую Россию». И я хотел бы возразить предыдущему позвонившему, про какого внешнего врага он говорил? Где мы хоть слово говорили, что мы призываем бороться внешним врагом? Мы как раз считаем, что «Русский марш» для консолидации госудрствообразующего народа России - это 80% населения России, которые по результатам переписи 2002 года записали в анкете опросной, что они русские. И мы проводим именно для этих людей, для русского народа, в целях сплочения, консолидации этого народа мы проводим это мероприятие. Почему если проводят мусульмане праздник Байрама, то это считается нормальным и ничего, что собрались мусульмане, в том числе и в Москве и проводят свой праздник. Никто же не объявляет, не вызывает ажиотажа, никто не высылает ОМОН, не окружает ОМОНом это мероприятие, он проходит нормально и организованно. Но почему, когда мы говорим, что мы хотим провести русский праздник, «Русский марш», сейчас закладывается традиция этого нового праздника, всего четвертый год, и это немедленно вызывает ажиотаж, страхи, какие-то опасения, что чуть ли не собираются фашисты, погромщики, которые собираются убивать кого-то, бороться с внешними врагами. Все это не так.



Владимир Кара-Мурза: Историк Рой Медведев, бывший народный депутат СССР, отказывает организаторам марша в идеологической зрелости.



Рой Медведев: Русский марш» совершенно не идет изнутри населения Москвы, русского народа, российской политической жизни. Это все-таки демонстрация очень небольшого круга политиков, которые пытаются играть на националистических лозунгах. Русский национализм как политическая сила, на мой взгляд, не существует. Он не представлен в нашей политической жизни, он не играет никакой роли в готовящихся выборах в Государственную думу. Попытки создать какое-то русское националистическое движение много раз предпринимались, и каждый раз они проваливались, потому что нет никакой единой русской идеологии, нет никакой концепции русского национализма, которую принимали хотя бы какие- то весомые политические группы. На протяжении последних 15, даже 20 лет все попытки вокруг русской идеи сплотить какие-то значительные силы, всегда проваливались. И я не отношусь серьезно к такого рода попытке организовать «Русский марш». Я это рассматриваю как какую-то малоприятную и малозначительную политическую акцию.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Михаила.



Слушатель: Господа, добрый вечер. Знаете, выступление Роя Медведева мне кажется слишком прекраснодушным, я не могу его разделить. Тем не менее, я не считаю, что большинство участников, рядовых участников «Русского марша», какие-то фашисты. Я вижу этот марш как жест отчаяния. Это, можно сказать, выражение нашего национального комплекса неполноценности. Мне кажется, что если ребята действительно захотят завоевывать этот мир, этот мир завоевывается не кулаками, не термоядом, а интеллектом. И шагать нам надо русским всем в университетские аудитории.



Владимир Кара-Мурза: Какой будет социальный состав участников? Намекает Михаил, что придут студенты.



Виктор Алкснис: Будет самый разный социальный состав, будут и студенты. Конечно, будет молодежь, потому что люди старшего поколения, во-первых, действительно меньше восприимчивы к тем идеям, к тем лозунгам, которые связаны с русской национальной идеей, они больше воспитаны в духе интернационализма, который предусматривал, что русские в этом интернационализме оказывались в роли народа, который должен уступать всем остальным народам. Это известное выражение Ленина о том, что русские, как несущие вину за свой великодержавный шовинизм, должны всегда уступать и быть в положении ниже, чем другие народы России. Об этом писал Ленин, об этом грустно говорить, но это, на мой взгляд, русофобские высказывания. И сейчас именно молодежь является носителем национальной идеи. Что меня тревожит, что с каждым годом все больший и больший процент граждан наших начинают разделять идею Россия для русских. И по последним опросам ВЦИОМа уже до 55% населения в той или иной степени поддерживают этот лозунг. А это очень серьезно. Мы выступаем не за Россию для русских, мы говорим о русской России - в этом есть существенная разница между этими двумя лозунгами. И мы предлагаем от достаточно деструктивного лозунга «Россия для русских» перейти к русской России, которая предусматривает, что в русской России живут русские в братстве с другими коренными народами России, но при этом именно русские являются хозяевами в этой стране, потому что она создана действительно в первую очередь силами, потом, кровью русского народа при поддержке и других коренных народов, татар, башкир и других народов. Но русские при этом выполняют государствообразующую роль такого станового хребта нашей страны. Именно это мы предлагаем, чтобы это было признано. И когда Рой Медведев сказал, что русская национальная идея не представлена в политике, да, это как раз и плохо. Когда национальная идеология государствообразующего народа не представлена в политике, именно этим объясняются многие проблемы и тот радикализм, которого боится власть. И мы предлагаем легализовать этот вопрос. Давайте лучше обсуждать эти проблемы, этот вопрос русский в стенах парламента, чем на улицах, даже чем на «Русском марше». Но нам не дают в парламенте это обсуждать и выталкивают на «Русский марш».



Владимир Кара-Мурза: Станислав Терехов, председатель Союза офицеров, не принимает обвинений в ксенофобии.



Станислав Терехов: Нас называют фашистами, экстремистами, националистами крайне радикальной волны, всех хотим задавить, всех подавить, только русские. Нет. «За русскую Россию» - вот с лозунг, с которым выходит Союз офицеров Народный союз, вместе мы участвуем одной колонной. Идея одна: русские должны быть в своей стране хозяевами вместе с другими коренными народами России. Соответственно я отвечаю за определенный участок, в том числе за безопасность и за исключение этих провокаций. А если выхватывают особенно молодежь по выходу из метро только потому, что он похож на русского, как это было год назад 4 ноября и таких тысячи пересажали, не давая дойти до митинга, тогда даже марша не было, на это тоже будем реагировать вместе с депутатами, которые в нашем союзе.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвички Елены.



Слушательница: Доброй ночи. Уважаемый господин Алкснис, что вы хотите доказать этим маршем русским? Вы же сами не русский.



Виктор Алкснис: Извините, а разве я где-то примазывался к великому русскому народу? Я всегда, даже буквально десять минут назад подчеркивал, что я латыш, но я наблюдаю сегодня с болью, что происходит сегодня с великим русским народом, с моим старшим братом. И я как младший брат в этой ситуации, как обычный человек, когда видит, что его брату плохо или он болеет, он старается помочь. И я стараюсь помочь. А дело все в том, что сегодня русские оказались в России в очень сложном положении. Вы может быть про это не знаете, но сегодня за последние 15 лет численность русских в России сократилась на 13 миллионов человек. При этом численность других народов коренных народов выросла. То есть идет вымирание России именно за счет русского народа. Давайте разбираться, почему именно только русские вымирают, почему не вымирают (я ни в коем случае не хочу, чтобы они вымирали) якуты, почему калмыки не вымирают, почему чеченцы не вымирают, а вымирают только русские? Значит надо что-то менять в нашем общем доме, разбираться, почему это происходит. Значит реформы, которые проводились 15 лет, они ударили именно в первую очередь по русским. А я знаю, что это происходит из-за того, что русские утратили веру в будущее в первую очередь. Потому что встали все заводы закрыли НИИ, разогнали армию и люди просто утратили веру в будущее и начали вымирать. Надо возвращать любовь к своей истории, к русской истории, потому что мы настолько оплевали, настолько обгадили, что дальше некуда. Именно этим мы занимаемся, именно к этим проблемам мы стараемся привлечь внимание общества.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Рязани от радиослушателя Валентина.



Слушатель: Здравствуйте. Уважаемый Виктор, вы, наверное, знаете, что в России лица с двойным гражданством поражены в правах. А у вас есть сильное определение как прозападник. Вот относите ли к ним представителей власти, у которых тылы на Западе, семьи, недвижимость, счета, как, например, у Жукова, у Суркова?



Виктор Алкснис: Это, конечно, ненормально, когда в стране действительно высокопоставленные государственные чиновники живут на два дома, когда у них дети учатся в иностранных вузах, когда жены живут в Лондоне, где-то еще. У них имеются грин-карты или паспорта заграничные. Это до добра не доведет. В России должен быть введен порядок: если ты занимаешь государственный пост, то и ты сам, и твоя семья, во всяком случае ближайшие родственники должны обеспечивать безукоризненную репутацию, действительно, чтобы тебя не могли обвинить, что ты с какого-то боку можешь быть завязан на интересы, находящиеся за пределами России. И это совершенно нормально и в других странах происходит, и ничего ущемляющего права человека нет. Я очень сомневаюсь, что у вице-президента США, например, условно, возможна ситуация, когда его сын или дочь будут жить в России. Я в этом очень сомневаюсь. Он этого не допустит, потому что это скажется на его рейтинге и может загреметь со своего поста. У нас же считается совершенно нормальным, когда высокопоставленные чиновники даже гордились своими вторыми или третьими паспортами и возможность в любой момент уехать и там жить на деньги, которые в том числе вывезены отсюда. Это неправильно, с этим надо бороться.



Владимир Кара-Мурза: Заодно лишили право быть избранными полтора миллиона россиян, которые вернулись из-за границы и имеют двойное гражданство, с Украины, с Казахстана, из Прибалтики.



Виктор Алкснис: Конечно, эта проблема должна быть решена. Я убежден, что с двойным гражданством проблемы. У нас российское гражданство можно приобрести, только отказавшись от гражданства бывшей республики СССР, теперь ныне страны СНГ, и поэтому в принципе двойного гражданства в России институт свернут. И тут тоже серьезная проблема, над которой надо думать.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Петра.



Слушатель: Добрый вечер. Виктор Имантович, я вас весьма уважаю, но сегодня я как политику в этот вечер ставлю просто огромную двойку. Выскакивайте скорее из этого мутного коричневатого потока. Я белорус, но я не знаю, почему я должен гордиться, что я белорус. А вы латыш. Объясните мне, почему вы сегодня должны, сегодня именно гордиться, что вы латыш. Посмотрите на Латвию - это государство, пораженное ксенофобией, крышуемая НАТО, поражающая в правах русскоязычное население. И латышский народ, вы считаете, великий народ, он на это смотрит сквозь пальцы и считает, что так и надо. Он проходит мимо сожженной синагоги на улице Гоголя и пожимает плечами. Ну чем мы тут будем гордиться? Кончайте с ксенофобией.



Виктор Алкснис: Позвольте, я не понял вашего обвинения в свой раз. Я разве одобрял все то, что делается на моей малой родине? Я как раз уже 15 лет являюсь невыездным в Латвию за свою позицию по отношению ко всему тому, о чем вы здесь говорили, и считаюсь чуть ли не врагом латышского народа и предателем своего народа считаюсь я в Латвии. Поэтому, извините, ваши упреки я не принимаю. Я высказался, что я латыш, просто потому, что я латыш, и не пытаюсь примазываться к великому русскому народу, а я повторяю, что каждый человек должен гордиться своей нацией, своим народом. И как бы там ни было, но я стараюсь как политик работать на то, чтобы все безобразия, которые можно назвать прибалтийским апартеидом, к сожалению, присутствует в Латвии, чтобы это было прекращено. И я работаю в этом направлении. А что касается, что я якобы в коричневом направлении, я категорически отвергаю подобные домыслы и подобные обвинения.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Магомеда.



Слушатель: Добрый вечер. У меня вопрос вашему гостю, он говорит про Кондопогу. Эта Кондопога чуть ли не каждый второй, третий день, просто нужно камеру туда поставить и она в любой момент будет. У меня вопрос: когда вы говорите о прибалтийском апартеиде, там что, прибалтийские власти русским наркотики подбрасывают, сфабриковывают уголовные дела?



Виктор Алкснис: Я не понял, какое отношение имеет подбрасывать наркотики и фабриковать уголовные дела.



Владимир Кара-Мурза: Магомед намекает на то, как относятся к чеченцам в России.



Виктор Алкснис: Понимаете, ведь проблема вся в том, что давайте вспомним, лет 15 назад был что-нибудь подобное в отношениях русских к чеченцам. Ведь это появилось за последние годы. Возникло это, извините, не по вине или по инициативе русских. Как мне кажется, в этом виноваты сами чеченцы, которые отрезали головы нашим военнослужащим, похищали людей, творили очень много безобразий. Теперь как ответная реакция пришел болезненный процесс, когда русские обиделись на братьев своих младших, на чеченцев и показывают свое отношение к ним, потому что первыми начали чеченцы. И как в годы отечественной войны. Вспомните, когда началась Великая отечественная война, наши солдаты не стреляли в немцев, потому что считали, что он же нам брат по классу, рабочий, крестьянин, который должен с красным знаменем перейти на нашу сторону. Но потом, когда пришло осознание, что немцы натворили много бед на нашей земле, немцев наказали за это. И поэтому не русские начали антикавказские настроения, виновными в этом оказались те люди, не все, нет плохих народов, я подчеркиваю, нет плохого чеченского народа, нет плохого азербайджанского народа, но есть представители этих народов, которые тем самым компрометируют всех остальных. Но это надо делать диаспорам, представителям народа, проживающим в России, бороться с такими людьми.



Владимир Кара-Мурза: Так мы уйдем далеко в историю, потому что сейчас начались волнения в Крыму, где депортированные крымские татары пытаются вернуть свои земли. И депортированный чеченский народ тоже не изжил обиду. Евгений Прошечкин председатель Московского Антифашистского центра, считает удачным выбор места для московского марша.



Евгений Прошечкин: Набережная Тараса Шевченко - центр Москвы, напротив Белого дома, Дома правительства. Мое мнение, чтобы вообще таких маршей не было. Но в принципе пускай правительство вооружится какими-нибудь усиливающими зрение аппаратами, какими-нибудь подзорными трубами и посмотрит через Москву реку, какие там лозунги. Я твердо уверен, что взрыв автобуса в Тольятти, это группа подобных сил готовилась 4 ноября встретить по-своему, используя пудру алюминиевую и селитру. Это то самое, что было год назад на Черкизовском рынке в Москве. Вот уже такими кровавыми действиями вполне возможно российские фашисты, нацисты, экстремисты отмечают этот праздник.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Тулы от радиослушателя Николая.



Слушатель: Добрый вечер. У меня вопрос к Виктору Алкснису. В русской классической литературе купцов и чинуш, делающих свои капиталы на вымирании народа, справедливо называли живоглотами. Вот партия «Ндиная Россия» сплошь из живоглотов. И она же придумала этот праздник - единение. У меня вопрос: какое может быть единение между вымирающим народом и этими живоглотами?



Виктор Алкснис: Я с вами целиком и полностью согласен. Уверяю вас, ни одного живоглота на нашем марше не будет. И не потому, что мы их туда не пустим, они сами туда не пойдут. Потому что действительно никакого отношения к единению не имеют. У них своя жизнь, у них свои цели, свои программы и поэтому они никакого отношения не имеют к празднику народного единства. Я тоже с большим уважением отношусь к этому празднику, но раз он есть, то мы хотим начать создавать традиции празднования этого дня. Что из этого получится, посмотрим дальше.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Анатолия.



Слушатель: У меня не вопрос. Мне кажется, что Радио Свобода занимается рекламой национал-социализма.



Владимир Кара-Мурза: Мы даем вам трибуну поспорить. Пожалуйста, Анатолий, поспорьте с нашим гостем.



Слушатель: Мало чего спорить, если он у микрофона, я у телефона.



Владимир Кара-Мурза: Кстати, наш гость тоже по телефону с нами говорит. Слушаем вопрос из Смоленской области от Людмилы Ивановны.



Слушательница: Доброй ночи. Господин Алкснис, прежде маленькую сценку. У нас очень много азербайджанцев на рынке, у рынка они занимаются обменом валюты абсолютно открыто, откровенно. И вот разговариваю с одним из них, памятны его слова вот какие: мы любим Россию. Россия нам дает деньги, дает бесплатно женщин. Милиционера мы купим за бутылку.



Виктор Алкснис: Вы знаете, честно говоря, горько слушать эти слова, но это, к сожалению, типичные настроения русских людей. И когда пару минут назад представитель Чечни здесь высказывал, что плохо живется, но сермяжная правда в словах простой русской женщины, которая возмущена тем, что происходит на ее родной земле. Но виновата не она, не потому что она русская фашистка или национал-социалистка, как только что говорил один из наших слушателей. Что, эта женщина фашистка? Она возмущена тем, что на земле родной происходит, и она полностью права. Такого не должно быть. И люди, которые приезжают, я не буду называть национальности, они должны понимать, что как русский человек, если приедет в дагестанский аул и пойдет в шортах по дагестанскому аулу, то ему скажут, выскажут местные жители, что нельзя, потому что есть в дагестанском ауле свои правила жизни. И не положено мужчине в шортах ходить по дагестанскому аулу. И это будет нормально воспринято. Но почему когда здесь в России люди требуют, чтобы люди, приехавшие с того же Кавказа, вели себя в соответствии с законами, с нормами быта, установленными на протяжении ста лет, это немедленно объявляется русским фашизмом, национал-социализмом и прочее.



Владимир Кара-Мурза: Опасаетесь ли вы, что этот «Русский марш» обернется какими-либо столкновениями и не опасается ли вы прихода как раз русских экстремистов и ксенофобов на ваше мероприятие?



Виктор Алкснис: Я опасаюсь этого, потому что могу честно признаться, что во время проведения оргкомитета совместного с тем «Русским маршем», который будет проводиться раньше, один из представителей радикальных организаций пригрозил нам, что мы придем на ваш «Русский марш» и покажем вам, что такое настоящие русские националисты. Могу сказать, что если такие провокаторы появятся, то мы дадим отбор сами и, я надеюсь, нам помогут сотрудники милиции. И хочу предупредить таких провокаторов, что если они хотят это совершить, то лучше бы они к нам не показывались.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG