Ссылки для упрощенного доступа

Президент Грузии дал в телеобращении оценку действиям оппозиции


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова и Георгий Кобаладзе.



Александр Гостев: В Грузии продолжаются акции протеста оппозиции, требующей отставки президента страны Михаила Саакашвили. Накануне глава Грузии дал оценку действиям выступающих: в своем телеобращении он высказал мнение, что за акциями оппозиции стоят «темные российские силы». Грузинское руководство обвинило Россию в нарушении воздушного пространства Грузии. Российские военные эти обвинения отвергают.



Любовь Чижова: Представители грузинской оппозиции обвиняют власти в попытке отравления участников акции протеста. По данным агентства "Рейтер", накануне в больницы Тбилиси с признаками отравления были отправлены 24 человека, попробовавшие различного вина, которым их угостил неизвестный мужчина. Через несколько часов после дегустации несколько человек потеряли сознание. Однако в Минздраве Грузии агентству сообщил, что это было не отравление, а опьянения.


Другие подробности событий в Тбилиси сообщает корреспондент Радио Свобода в Грузии Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: В Тбилиси продолжается бессрочный митинг оппозиции. Ночью у здания парламента обычно остается не так много людей - всего несколько сот человек. Но в ночь на понедельник митингующих было больше, поскольку лидеры оппозиции предупредили, что власти якобы намерены разогнать участников акции с применением силы. Однако и на этот раз ночь прошла спокойно.


Накануне все ждали выступления президента Саакашвили. Глава государства до воскресного вечера никак не комментировал события в столице. Наконец, в 22 часа все телекомпании распространили запись интервью Михаила Саакашвили, ее суть можно передать двумя словами: никаких уступок. Президент отметил, что сами по себе акции протеста вполне легитимны в демократической стране. С другой стороны, президент резко критиковал лидеров оппозиции и те, как он выразился, темные силы, которые стоят за происходящим.



Михаил Саакашвили: Началась атака на президента, заработала настоящая машина лжи. Точно так же точно теми же людьми, олигархами, которые такими же технологиями делали то же самое в России в 90-е годы, во время коррумпированного слабого правления Бориса Ельцина. Те же люди приехали в Грузию из России, создали такую же инфраструктуру лжи и пытаются ослабить государственный организм Грузии. То, что сейчас происходит, это жалкая имитация "революции роз". Тогда как революция спасла Грузию, цель тех, кто пытается дестабилизировать обстановку в нашей стране, продемонстрировать, что Грузия ослабла.



Георгий Кобаладзе: По мнению наблюдателей, под "российскими олигархами", пытающимися дестабилизировать обстановку в Грузии, президент Саакашвили явно имел в виду известного бизнесмена Бадри Патаркацишвили, который на днях открыто объявил о переходе в оппозицию властям, а под "фабрикой лжи" - его телекомпанию "Имеди", предоставившую эфир оппозиции. Глава государства подчеркнул, что не намерен удовлетворять требования оппозиции о переносе парламентских выборов с осени на весну будущего года, поскольку весной намечены выборы в России, примерно на тот же период приходит развязка ситуации вокруг Косово, и Москва, по утверждению президента Саакашвили, обязательно попытается использовать выборы в Грузии, чтобы дестабилизировать обстановку.


Выступление президента и его отказ удовлетворить требования митингующих вызвали на манифестации у Дома правительства бурю возмущения. Оппозиционные лидеры заявили, что намерены ужесточить свои требования и с понедельника начинают устраивать пикеты - так называемые "коридоры позора" у государственных учреждений.



Любовь Чижова: О возможном российском следе в грузинских акциях протеста и о том, чем может завершиться противостояние оппозиции и власти в Грузии, я побеседовала с заместителем руководителя информационно-аналитического Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексеем Власовым.



Алексей Власов: Высказывания президента Саакашвили абсолютно закономерны с точки зрения того политического курса и тех инструментов политической борьбы, которыми пользуется на протяжении последних лет грузинский лидер. В случае обострения внутренней ситуации, а это уже происходит не первый раз, президент вытаскивает на свет божий врага всего грузинского народа. Этим "козлом отпущения" оказывается уже не в первый раз Россия. Это инструмент, механизм информационной войны, попытка дискредитировать те акции протеста, которые проходят в грузинской столице. Это попытка перехватить инициативу и за счет образа внешнего врага решить свои внутренние проблемы.



Любовь Чижова: А как стоит относиться к информации грузинской стороны о том, что Россия в очередной раз нарушила воздушное пространство Грузии?



Алексей Власов: Мне кажется, что в этой ситуации было бы пределом глупости, вершиной глупости с российской стороны каким-либо образом провоцировать такими действиями ответную реакцию со стороны грузинского руководства. Потому что положение Саакашвили сейчас настолько сложное, что задача Кремля, на мой взгляд, не делать каких-либо резких движений, а просто ждать. Откровенно говоря, я не очень верю в то, что Россия в момент такого обострения ситуации внутри страны, конфликта между властью и оппозицией будет такими грубыми методами пытаться оказывать дополнительное давление на руководство Грузии. Этого просто не требуется.



Любовь Чижова: Чем могут закончиться выступления грузинской оппозиции? Будет ли Саакашвили применять силу, не будет, разойдутся ли они сами или все-таки произойдет смена власти? Я понимаю, что это довольно сложный вопрос, тем не менее, как могут там развиваться события?



Алексей Власов: Во-первых, я бы хотел сказать, что Кавказ, Закавказье, Южный Кавказ, как угодно, это такая система отношений, в которой давать прогнозы чрезвычайно сложно. Потому что очень велик субъективный фактор, и любое, даже случайное внешнее воздействие, какие-то события могут привести к совершенно противоположным результатам. Мы не контролируем ход всего процесса, который вроде бы уже логически вписывается в какой-то видимый, окончательный итог, поэтому любой прогноз здесь, как мне кажется, будет условным.


Но мне почему-то кажется, что в этот раз все-таки Саакашвили удастся взять контроль над ситуацией. Какими методами? Я все-таки думаю, что президент постарается максимально до конца не задействовать силовые методы. Любые действия, которые выходят за рамки так называемого демократического процесса, демократическим стандартов приведут к тому, что консенсус между заокеанскими партнерами и грузинским президентом может быть не то что разорван, но нарушен, по крайней мере. Саакашвили, как мне кажется, в этом крайне не заинтересован. С другой стороны, у оппозиции все-таки мне лично кажется, нет пока таких ресурсов, которые позволили бы повторить "революцию роз", прежде всего потому, что нет фазы выборов. Вспомните, в каких условиях пришел Саакашвили к власти? Фальсификация выборов, есть формальный повод для того, чтобы сместить власть прежнюю и взять власть в свои руки. Мне кажется, пока оппозиция, скорее, демонстрирует некие намерения свои, это пробный шар, а главное противостояние еще впереди.


XS
SM
MD
LG