Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

От философской иронии до политической сатиры. Международный конкурс карикатуры


Среди представленных на выставке работ карикатуры всех жанров

Среди представленных на выставке работ карикатуры всех жанров

В Российской академии художеств открылась выставка Международного конкурса карикатуры, проведенного газетой «Новые известия». В номинации «Легенда жанра» победил патриарх российского политического рисунка Борис Ефимов, которому в этом году исполнилось 107 лет.


Среди представленных на выставке работ — карикатуры всех жанров — от политической сатиры до ироничного философского рисунка. Так, на работе литовского художника Саулюса Мятшелниса мы видим отплывающий вдаль Ноев ковчег, на котором, как полагается, каждой твари по паре, а за бортом остались те, кого отмела эволюция: Пегас, пара кентавров и пара египетских богов с не людскими головами.


За все десять лет существования «Новых Известий», — говорит главный редактор газеты Валерий Яков, — у нас не было ни одного номера без карикатуры: «Карикатура у нас всегда на полосе политики, и карикатуры чаще всего у нас связаны с политикой, с экономикой — тоже временами. И пока нам никто не запрещает и никто нас не пытается прикрыть из-за того, что у нас работает блестящий мастер Михаил Златковский, или от того, что мы напечатали потрясающие шаржи Константина Куксо. Поэтому я не вижу оснований пока быть пессимистом, хотя и чрезмерным оптимистом тоже».


Названные Валерием Яковым художники в конкурсе не участвовали. Они были в составе жюри. Первую премию присудили известному карикатуристу Сергею Тюнину, другие победители из разных стран. «Вторая и третья премия — это Канада, США, Болгария. В конкурсе приняло участие огромное количество для нас абсолютно неожиданных художников из разных стран мира», — говорит Валерий Яков.


— Но есть еще особая премия и особый участник. Это Борис Ефимов. С какой работой он экспонируется?
— Для нас участие Бориса Ефимова стало абсолютно неожиданным. Его работа пришла по почте, просто в обычном конверте, подписанном его рукой. Мы даже не очень поверили своим глазам. Там были домашний телефон, домашний адрес его. Это работа, которая осталась актуальной по сей день, — шарж на Сталина. Эта работа сделана в 1924 году и была опубликована в «Известиях», по-моему.


— Тогда она была опубликована, на Сталина?
— Да. Ну, тогда кто был Сталин? Тогда Ленин был.


У Сталина на рисунке Бориса Ефимова мясистый нос, дремучие усы и огромные сапожища. Он до того прочно стоит на разноцветной радуге, что давит ее, до того, что ошметки летят.


XS
SM
MD
LG