Ссылки для упрощенного доступа

Александр Ослон: Фальсификации на выборах не ожидаю


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие президент «Фонда общественное мнение» Александр Ослон .



Марк Крутов: Стоит ли ожидать фальсификаций на предстоящих в России 2 декабря парламентских выборах? Какую роль могут сыграть опросы людей на выходе с избирательных участков, так называемые «экзит-полы»? Сегодня в Москве глава Центризбиркома Владимир Чуров будет обсуждать эту тему с представителями социологических исследовательских центров. Своим мнением поделился один из них - президент Фонда "Общественное мнение» Александр Ослон.


Будет ли Фонд "Общественное мнение" в этом году на выборах участвовать в опросах на выходе с избирательных участков и в каком объеме?



Александр Ослон: Да, есть такие планы, но окончательно это еще не решено. Объем такой - скорее всего 800 избирательных участков по всей стране. Обычно мы делаем на каждом участке по 100 человек. То есть это будет 80 тысяч человек, и дальше по часам там они идут по расписанию.



Марк Крутов: Какой вы видите роль этого инструмента - экзит-полов - на думских выборах 2007 года?



Александр Ослон: Этот инструмент - общепринятая практика. Прежде всего я вижу в этом смысл. Выборы проводятся на избирательных участках, так принято, а не где-нибудь еще, бюллетени бросаются в урну, так принято, а кроме того, они еще сопровождаются вопросами на выходе. С другой стороны, есть, конечно, основания думать, что экзит-полы дает точную информацию. Поэтому можно сравнивать результаты - подсчет бюллетеней - с этими опросами на выходе и дальше, если есть большие различия, то задавать вопросы. В этом, конечно, тоже есть смысл.



Марк Крутов: Лично вы ожидаете, что в этом году на выборах, где бесспорно лидирует одна партия... можно ли говорить о том, что вот эти различия в цифрах будут и что эти вопросы возникнут?



Александр Ослон: То есть на самом деле вы меня спрашиваете: ожидаю ли я, что будет фальсификация?



Марк Крутов: Да.



Александр Ослон: Не ожидаю. В принципе различия, которые можно интерпретировать, как сигнал о том, что происходит фальсификация, это штука достаточно редкая, поскольку объем фальсификаций почти всегда недостаточен для того, чтобы проявиться в статистическом смысле. Дело в том, что для того, чтобы эти фальсификации стали значимы статистически, нужна некая общая воля, которая пронизывает огромные массы людей и направляет их руки на операцию под названием "фальсификация" - подбрасывание, перечеркивание, приписывание и так далее. Вот эта самая огромная воля - это очень большая редкость, хотя, кажется, подумаешь - все захотели и сделали, дали им команду и сделали. Ничего подобного. Что-то похожее было в России только один раз, когда эта воля сложилась из-за одного обстоятельства. Это был 1993 год, когда люди действительно с удовольствием или были не против того, чтобы исполнить команду или по своей инициативе, но они действовали в одном направлении, они хотели, чтобы была принята Конституция. Вот тогда был фактор, который создавал эту самую одну волю. Но если говорить сейчас о том, что, например, партия "Единая Россия" даст команду и все, как один, участники процесса будут заниматься приписками, ну, это гигантская иллюзия, потому что есть много людей, которые делают вид, что выполняют команды, а есть много людей, которые не хотят явно выполнять команды партии "Единая Россия". Нет такой воли сегодня в стране, которая могла бы дать команду, и статистически значимы были бы приписки сделаны по этой команде.


XS
SM
MD
LG