Ссылки для упрощенного доступа

Механизм гражданского контроля за действиями власти на Украине


Ирина Лагунина: В четверг Европейский Союз призвал Украину как можно скорее сформировать новое правительство. Однако проблема медленного формирования кабинета министров – это бич многих стран Европы. И при этом развитие стран не прекращается. На Украине сейчас растут зарплаты. Как заявило министерство труда в четверг, минимальная зарплата в стране приближается к прожиточному минимуму, что отнюдь не плохой показатель для государства. Проводятся и реформы отдельных институтов власти. Об этом – сегодняшняя беседа Людмилы Алексеевой.



Людмила Алексеева: Ведущей правозащитной организацией в Украине является Украинский Хельсинский союз по правам человека. Правозащитное сообщество в Украине является заметной силой. Новая государственная власть осознала это и ведет себя соответственно. В Украине начинает работать механизм гражданского контроля за деятельностью властных органов. Об этом свидетельствует мой собеседник - председатель правления Украинского Хельсинского союза Евгений Захаров. Он объясняет, как осуществляется взаимодействие власти и общества в Украине, и какая роль в этом взаимодействии принадлежит правозащитным организациям.



Евгений Захаров: Представители правозащитного сообщества входят в национальную комиссию по вопросам укрепления демократии и утверждения верховенства права при президенте Украины. Она была создана в 2005 году, в нее входило наших коллег несколько. Сейчас 24 сентября ее состав обновился, и там находятся двое правозащитников. Эта комиссия - это собственно мотор правовых реформ на Украине. Концепция судебной реформы, концепция реформы бесплатной правовой помощи процессуального кодекса нового, они разрабатываются в рамках комиссии и там везде участвуют наши коллеги, наши эксперты.



Людмила Алексеева: То есть гражданский контроль за действиями власти начинается на стадии разработки концепции реформ и самих законопроектов. Давайте начнем с судебной системы, будет ли она реформирована или с судебной системой Украине проблем нет?



Евгений Захаров: Проблемы, безусловно, есть. Прежде всего они связаны с тем, что она не реформирована до сих пор. Она в стадии реформирования, что-то сделано, что-то не сделано. Главный недостаток судебной власти - это то, что она не является независимой. К сожалению, вмешиваются в ее работу все, кому ни лень, прежде всего исполнительная власть. У нас, к сожалению, не понимают, что уважение к правосудию - это вещь обязательная. Политики злоупотребляют правом очень сильно и пытаются на суды давить, чтобы они принимали нужное им решение. Судебная система будет сильной и влиятельной тогда, когда она будет реально независимой.



Людмила Алексеева: Есть ли возможность у правозащитников приблизить эту независимость?



Евгений Захаров: Мы стараемся повлиять на то, чтобы были подготовлены качественные законопроекты, которые должны изменить судебную систему. При нашем непосредственном участии разработана концепция реформирования судебной власти.



Людмила Алексеева: Что значит - при вашем непосредственном участии?



Евгений Захаров: Наши коллеги принимали участие в разработке этой концепции вместе с экспертами государства, то есть там была комиссия смешенная. Эта концепция принята указом президента и сейчас подготовлены два законопроекта, которые должны реализовывать. Верховный суд ими недоволен. Эти законопроекты действительно ущемляют корпоративные интересы Верховного суда, но зато они в пользу судов первой инстанции.



Людмила Алексеева: Ну а все-таки в чем конкретно это заключается, как вы рассчитываете добиться независимости суда?



Евгений Захаров: Где истоки коррупции в судах? В том, что председатель суда определяет, кто какое дело слушает. Этот законопроект четко предполагает в этом смысле жеребьевку, выбор судьи случайным образом, председатели судов районных отстраняются практически от решения вопроса, кто что случает. Кроме того здесь речь индент о таких вещах, как принципы финансирования судей и дисциплинарные комиссии должны иначе работать. Речь идет о новой конституции. Если будет действительно новая конституция, нужно будет иначе переделывать судебную реформу.



Людмила Алексеева: Включена ли в проект реформы бесплатная юридическая помощь гражданам со стороны государства?



Евгений Захаров: При нашем непосредственном участии была сделана концепция бесплатной правовой помощи населению. И сейчас созданы три пилотных офиса в Харькове, Хмельницком и Белой церкви, где правовая помощь оказывается каждому задержанному. Это опять-таки проект совместный МВД и министерства юстиции, у каждого задержанного должен быть адвокат обязательно и без этого нельзя работать. Это делается пока на уровне пилотного проекта.



Людмила Алексеева: Как это происходит?



Евгений Захаров: После задержания в период не более чем через 72 часа задержанный должен предстать перед судом, суд решает, то ли будет санкция содержания под стражей в СИЗО, то ли это подписка о невыезде, то ли это может быть залог. И тут должен быть адвокат, желательно, чтобы он был. Он должен быть всегда для несовершеннолетних, скажем. Милиция о каждом задержанном немедленно сообщать дежурного адвокату, который срывается с места, едет в райотдел, без него допрос не начинают.



Людмила Алексеева: Где вы набрали этих дежурных адвокатов?



Евгений Захаров: Именно работа через конкурс, который мы же проводили.



Людмила Алексеева: Кто - мы?



Евгений Захаров: Мы – это представители правозащитных организаций и адвокаты, которые в них работают. Почему это начали в Харькове? Потому что в Харькове есть правозащитная группа, которая этим давно занимается, знает адвокатскую среду и знает, кого можно пригласить на эту работу и кто пошел бы работать. Это как раз те адвокаты, которые неудобны милиции, которые не привыкли деньги носить, если есть сотрудничество. А таким адвокатам трудно заработать в условиях коррупционных, потому что стараются среди тех, кто решит вопрос, как выражаются. А тут они на ставке работают и выполняют свои обязанности. И ситуация меняется.



Людмила Алексеева: Как к этому новшеству относится руководство милиции?



Евгений Захаров: Был создан общественный совет при МВД, я, кстати, являюсь его сопредседателем, и такие же общественные советы созданы при всех областных управлениях милиции и главных управлениях милиции в Крыму, в Киеве и в Севастополе. То есть это элементы гражданского контроля за деятельностью органов внутренних дел реализованы в этих проектах. Это консультативные органы, решения которых носят характер рекомендательный. Но я могу сказать, что были ряд случаев, когда нам удалось остановить непродуманные решения министерства, которые были связаны с тем, что хотели себе жизнь облегчить на работе, но при этом нарушали права человека.



Людмила Алексеева: Эти советы были созданы по какому-то закону или просто приказом министра?



Евгений Захаров: Это новый приказ нормативный.



Людмила Алексеева: То есть вам просто повезло с министром внутренних дел?



Евгений Захаров: Вы знаете, уже были два министра, у нас рабочие отношения с первым и со вторым. Причем после смены министра полностью сменилась вся коллегия, весь состав замов поменялся, многие начальники областных управлений поменялись, а советы остались. Там где есть организация авторитетная правозащитная, кто бы ни был начальником, все будет нормально. А там где ее нет, милиция не очень понимает, зачем ей эти советы нужны. Но хоть при первом министре Луценко, хоть при втором министре Цушко, при разных состава коллегии и та, и другая совершенно искренне говорили, что мы необходимы, они считают, что мы должны быть.



Людмила Алексеева: Этим не исчерпывается сотрудничество правозащитников с властью?



Евгений Захаров: Есть проекты, связанные с гражданским образованием, преподаванием прав человека в школах. Есть проекты, связанные с мониторингом прав человека, мониторингом прав ребенка, мониторингом соблюдения прав человека в детских домах, в психиатрических учреждениях. Есть мониторинги, которые касаются свободы мирных собраний, которые касаются наркоманов, ВИЧ-инфицированных, беженцев. Есть организации, которые занимаются избирательными правами - это комитет избирателей Украины, его отделения в разных городах и они ближе к политическим правам.



Людмила Алексеева: Сотрудничаете ли вы с российскими правозащитниками?



Евгений Захаров: Постоянные контакты по беженцам и эмигрантам с организацией, которую возглавляет Светлана Ганнушкина, «Гражданское содействие». Они нам передают своих беженцев на Украине, чтобы мы помогали. Вот сейчас у нас есть дело такого чеченца Сусарова, мы препятствовали его экстрадиции в Россию, на наш взгляд, необоснованной, незаконной. Он находится в процедуре получения статуса беженца на Украине и в ближайшее время по закону он не может быть экстрадирован в Россию.



Людмила Алексеева: Есть ли у вас контакты с вашим уполномоченным по правам человека?



Евгений Захаров: После того, что уполномоченный по правам человека Нина Корпачева приняла активное участие в избирательной кампании в 2006 года, практически все правозащитные организации осудили ее действие, оценив это как политизацию, как совмещение деятельности правозащитной с политической, чего быть не должно. После этого наши контакты ослабли с Ниной Ивановной. После того, как избрали 8 февраля на третий срок, начали проект мониторинга ее действий и одновременно деятельности правозащитных организаций. Такой любопытный проект, в каком-то смысле это дневник правозащиты в нашей стране. Что случилось, как реагировал омбудсмен, как реагировали правозащитные организации, какие результаты. И раз в две недели выставляется пресс-релиз, обзор того, что случилось. И я думаю, что такого сорта проект будет полезен и для омбудсмена, и для правозащитных организаций, поскольку он показывает, где они недорабатывают.


XS
SM
MD
LG