Ссылки для упрощенного доступа

9 минут джаза №33. Jazzin’ the Classics


Где бы вы ни были и на чем бы, включая походные МП-3 плейеры, вы нас ни слушали, добро пожаловать на свингующие частоты «Свободы». В эфире «Девять минут джаза» и ваш ДС.

О чем пойдет разговор? О соблазне быть классикой? Джазовой классикой? Но это решает время! Нет! Вот этой классикой:



  • Interpretation “Swing” du 1er movement du concerto en re mineur de JS Bach


ДС : - Interpretation Swing du Premier movement du Concerto en re mineur de JS Bach , « Свинговая интерпретация первой части ре - минорного концерта Иоанна Себастьяна Баха » американцем Эдди Саузом , французом итальянских кровей Стефаном Граппели и бельгийцем , кровей цыганских , - Джанго Рейнхардом . Запись была сделана в Париже 70 лет назад: 25 ноября 1937 года…


Соблазн быть классикой в мире джаза изначально выражался в двух направлениях. В первом случае это джазовые импровизации на темы европейской классической музыки. Причем зародились они рано, в тридцатых годах. Вот как звучит Клод Дебюсси в исполнении оркестра Арти Шо:



  • My Reverie


ДС: - Ma Reverie , «Моя Мечта», Клода Дебюсси. Оркестр кларнетиста Арти Шо в нью-йоркском отеле «Линколн», ноябрь 38 года. Вокал – Элен Форест.



Во втором случае джаз и классика сочетались иным образом: джаз пытался завлечь, приспособить классическое звучание и музыкантов классической школы к типично джазовым темам. Это называлось «джазом со скрипками» и по диапазону могло разниться от сиропно-карамельной адаптации джазового стандарта до великолепного диска Billy Holiday with strings (с симфоническим оркестром), и до теоритически обоснованного слияния джаза и классики, ставшего Третьим Течением. Но это отдельная тема, ограничимся сегодня европейской классикой в исполнении джазменов. Вот совершенно удивительная интерпретация секстетом контрабасиста Джона Кёрби шопеновского вальса №1 в ре-бемоль, опус 64:



  • Minute Waltz


ДС: - Minute Waltz , «Минутный Вальсик» Фредерика Шопена. Секстет Джона Кёрби с Чарли Шэйверсом на трубе; Бастером Бэйли на кларнете, рАсселом прОкопом на альт-саксофоне; Билли Кайлом на фортепьяно; Кёрби, само собой, на контрабасе и О’Нейлом Спенсером на ударных. Нью-Йорк, 19 мая 39 года.



Синкопированная классика незамедлительно была объявлена самими музыкантами классической школы - скандалом и варварством. Они с презрением относились ко всем этим водевильным попыткам ново-орлеанцев играть джаз на заре ХХ века, когда джазмены подчеркивали европейские корни импровизаций в рэгтайме, обозначая темы, как Hungarian Rag , Russian Rag , Operettic Rag и так далее.


Остроумнейший и язвительный музыкальный критик Николай Слонимский писал в 1918 году, что «пьеска Шопена, превращенная в слащавую бродвейскую песенку «Я всегда гонялась за радугой», вызывает откровенные рвотные позывы».


Главным преступником в этом варварском бизнесе был тромбонист Томми Дорси, который аранжировал для своего оркестра в 37 году изрядную часть классического репертуара. За ним в бой ринулись оркестры Гленна Миллера, Лэрри Клинтона, Арти Шо, Клода Сорнхилла, Лестера «Лез» Брауна, Чарли бАрнета, Джимми Лансфорда и, само собой, Бенни Гудмена. Отметим – белые оркестры…



  • Bach Goes to Town


ДС: - Легко узнаваемый кларнет бэнд-лидера Бенни Гудмэна, отправившего Иогана Себастьяна гулять по Парк Авеню. Импровизация Гудмена на одну из легко опознаваемых тем Баха.. Нью-Йорк, декабрь 38 года.



  • Bach Goes to Town



ДС: Bach Goes to Town , «Бах направляется в город . Я вернусь к теме «Джазируя Классику», Jazzin ’ the Classics , на следующей неделе. Тема эта полна чудесных курьезов. Напомню: двойной альбом Jazzin ’ the Classics вышел в 2003 году на фирме SAGA - JAZZ .


Подкаст «Девяти минут джаза» прописан на сайте Svobodanews . Ru . До следующего викенда, орвевуар, чао, бай-бай!



XS
SM
MD
LG