Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация в Грузии стабилизируется


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Георгий Кобаладзе.



Андрей Шароградский: В Тбилиси сегодня должен состояться второй раунд переговоров между представителями власти и оппозиции. В воскресенье подобные переговоры закончились безрезультатно. В ходе первого раунда оппозиция выдвинула главное требование - это отмена чрезвычайного положения в стране. К этому же официальный Тбилиси призывают представители Соединенных Штатов, Европейского союза, ОБСЕ, все они прибыли в Грузию для наблюдения за ситуацией. В целом положение в Тбилиси после событий прошедшей недели стабилизировалось.



Олег Кусов, Москва: Глава грузинского государства Михаил Саакашвили назначил досрочные президентские выборы на 5 января. Режим чрезвычайного положения он пообещал отменить в ближайшие дни.



Михаил Саакашвили: Мы доказали, что являемся состоявшимся государством, а не бантустаном, которым управляет толпа. Решение об отмене чрезвычайного положения будет принято в ближайшие дни, однако только по нашей инициативе, а не требованию других, поскольку я ответственен за судьбу страны не перед министром иностранных дел какого-либо иностранного государства, а перед народом Грузии.



Олег Кусов: Второй раунд переговоров между властью и оппозицией запланирован на сегодняшний вечер. Лидеры оппозиции настаивают на скорейшей отмене режима чрезвычайного положения, утверждая, что иначе предвыборная кампания превратится в фарс. Рассказывает наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе : Председатель законодательного органа Нино Бурджанадзе сразу же оговорила, что в переговорах не будут участвовать бывший государственный министр Георгий Хаиндрава, лидер республиканцев Леван Бердзенишвили, председатель Лейбористской партии Шалва Нателашвили и руководитель партии «Свобода» Константин Гамсахурдия, поскольку те, по словам Нино Бурджанадзе, «уличены в сотрудничестве с российскими спецслужбами».


Ранее сообщалось, что некоторые из оппозиционных лидеров вообще арестованы, например, Шалва Нателашвили. Однако президент Саакашвили сказал, комментируя эти слухи, что никто не мешает лидеру лейбористов участвовать в выборах.



Михаил Саакашвили: Ни один политический оппонент в результате событий 7 ноября не арестован. Шалва Нателашвили может вынырнуть из той норы, где прячется, и свободно принять участие в президентских выборах 5 января.



Георгий Кобаладзе: Таким образом, в переговорах со стороны оппозиции участвовали умеренные лидеры: председатель партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе (который, кстати, считается наиболее серьезным конкурентом президента Саакашвили в ходе предстоящих 5 января президентских выборов), руководитель партии «Путь Грузии» Соломе Зурабишвили и «республиканец» Давид Усупашвили. Со стороны властей - председатель парламента Нино Бурджанадзе и один из лидеров правящей партии «Единое национальное движение» Гига Бокерия - он считается самым влиятельным после президента политическим деятелем в Грузии.


Переговоры завершились ничем. Власти готовы пойти на уступки оппозиции по вопросу формирования избирательных комиссий (чтобы в них в большей степени были представлены оппозиционные партии), но не соглашаются пока на отмену чрезвычайного положения. Такая позиция властей вызвала возмущение «республиканца» Давида Усупашвили.



Давид Усупашвили: Если власти не согласятся на отмену чрезвычайного положения, то есть на снятие всех препятствий для работы средств массовой информации, то оппозиция может просто отказаться от участия в президентских выборах и выставления единого кандидата, поскольку это потеряет всякий смысл.



Олег Кусов: Однако из заявлений оппозиционеров следует, что к досрочным выборам они все-таки готовятся. О том, что лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили будет баллотироваться на пост президента Грузии, сегодня заявил член Лейбористской партии Сосо Шабберашвили.


Оппозиция выдвинет единого кандидата, его имя станет известно на днях. Об этом сообщил грузинским журналистам член Республиканской партии Давид Зурабишвили. По его словам, Бадри Патаркацишвили таким кандидатом не будет. Одна из лидеров оппозиционной Республиканской партии Грузии Тина Хидашели и вовсе высказалась за отмену поста президента и переход к парламентской демократии.


Встречу с членами правительства и оппозиционными политиками провела и представитель Европарламента на Южном Кавказе Мари Эн Исельберг . Она заявила, что Европа всегда оказывала Грузии поддержку и на этот раз сделает все, чтобы помочь стране преодолеть кризис.


Ситуация в стране тем временем стабилизируется. Наш корреспондент Георгий Кобаладзе побывал на проспекте Шота Руставели, где 7 ноября произошел разгон несанкционированного митинга.



Георгий Кобаладзе: Уже почти ничего не напоминает об ожесточенных столкновениях между силами правопорядка и демонстрантами на проспекте Руставели и набережной Куры. Муниципальные службы старательно смывают и убирают все следы. В больницах остаются 10 человек из более чем 500 пострадавших. Из жизни, как подчеркивает Министерство здравоохранения Грузии, ничего не угрожает. Таким образом, уже можно констатировать с полной уверенностью, что в результате столкновений, к счастью, никто не погиб.



Олег Кусов: Тбилисский политолог Сосо Цискаришвили считает, что у кандидатов от оппозиции мало шансов на победу, поскольку условия борьбы за пост президента складываются неравные.



Сосо Цискаришвили: До единого кандидата, видимо, нужно еще дойти, время небольшое, но все-таки остается. С точки зрения победы, я думаю, уже победитель будущих выборов включился в предвыборную кампанию тогда, когда все еще особое положение в стране объявлено (естественно, я имею в виду существующего ныне президента). Дата выборов, предвыборная тактика, которая с большой достоверностью будет выбрана, я практически уверен, что не дает шансов никакому другому кандидату надеяться на успех.



Олег Кусов: Сосо Цискаришвили назвал нынешнюю предвыборную кампанию тестом на демократию в Грузии.



Сосо Цискаришвили: По грузинскому законодательству высокие должностные лица должны оставить свои должности за 45 дней до выборов. Соответственно, наш президент должен уйти в отставку за 45 дней до этой даты. Очень большие сомнения у нас в обществе, что эти 45 дней наши министры и сам кандидат в президенты могут обходиться без постоянных взаимных консультаций, указаний. Я считаю, что это и будет самым серьезным тестом для оставшихся запасов грузинской демократии. Потому что, если эти выборы покажут, что страна не готова проводить демократические процессы в жизнь, конечно, уже весь ее объявленный западный вектор развития окажется под сомнением. Поэтому я считаю, что это довольно критический момент развития грузинской политической культуры.



Олег Кусов: К сдержанности призвал своих соотечественников любимец грузинской публики Вахтанг Кикабидзе. Выступая по телевидению, он заметил, что на акцию протеста пришел обиженный, несчастный народ. "Это понимают все. Мы такой народ, что хотим все сделать быстро, но страна так не строится". Вахтанг Кикабидзе предложил свою кандидатуру в качестве посредника на переговорах между властью и оппозицией.


XS
SM
MD
LG