Ссылки для упрощенного доступа

Космодром Плесецк в шоке от поступка своих «добросовестных офицеров»


Командующий космическими войсками Владимир Поповкин заверил, что дедовщина в Плесецке систематического характера не носит
Командующий космическими войсками Владимир Поповкин заверил, что дедовщина в Плесецке систематического характера не носит

Двое офицеров космодрома Плесецк приговорены к длительным срокам лишения свободы за действия, приведшие к гибели рядового Сергея Синконена. Капитан Виктор Баль и прапорщик Владимир Калинин признаны виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и в превышении власти. В ночь на 15 августа они избили двух солдат, один из которых, рядовой Синконен, скончался от полученных травм. Капитан Баль получил 11 лет колонии, прапорщик Калинин - 14.


Оба офицера - спортсмены, занимались рукопашным боем. Избитые ими подчиненные, солдаты, в физическом развитии в несколько раз уступали своим командирам. Рядовой Сергей Синконен был небольшого роста и худощавого телосложения. О своем сыне суду на процессе рассказала мать рядового Маргарита Синконен. Несколько лет назад она похоронила мужа, троих детей воспитывала одна. Сергей, как старший сын, был ее первым помощником во всем: «Сын у меня был хороший, всем помогал, и никто не жаловался на него. Он был добрый мальчик».


Слушания дела в военном суде заняли меньше недели. Все свидетели - военнослужащие космодрома - признались, что они до сих пор испытывают ощущение шока от случившегося. Начальник части, где произошла трагедия, подполковник Юрий Козик охарактеризовал подсудимых, капитана Баля и прапорщика Калинина, как добросовестных подчиненных, более того, в прошлом году Виктор Баль был признан лучшим офицером части. Капитан из семьи военного, вырос в Мирном, его отец - бывший заместитель начальника космодрома Плесецк: «Нормальный, добросовестный офицер, спокойный, никогда никакой агрессии в отношении военнослужащих от него не было, и замечен он в этом не был», - говорит подполковник Юрий Козик.


А сослуживцы погибшего Сергея Синконена вспоминают его, как хорошего и исполнительного солдата. 14 августа он вызвался помочь товарищу устранить аварию на канализационном коллекторе. Возвращаясь в казарму поздно вечером, на территории части он попал под руки и ноги пьяных офицеров Баля и Калинина. Травмы, полученные от побоев, позднее врачи назовут несовместимыми с жизнью. В бессознательном состоянии рядового бросили в вольер для служебных собак и только утром, когда офицеры отсыпались в казарме, было обнаружено тело солдата. В этот день в военном госпитале Сергею Синконену была сделана нейрохирургическая операция, рассказал начальник военного госпиталя Николай Стадник:


«Было вскрыто две обширные гематомы, сдавливающие головной мозг. Головной мозг после удаления гематом был нежизнеспособен. У больного была крайне тяжелая травма, черепная травма, несовместимая с жизнью, и через 12 дней нахождения в реанимации после операции, 27 августа, рядовой Синконен умер».


Уже арестованный капитан Баль проходил освидетельствование врачами-психиатрами. Елена Барсукова, начальник психоневрологического отделения, на суде сообщила, что пациент был в очень подавленном состоянии, испытывал душевные муки и страдания, но о его невменяемости речи не шло. Областная медэкспертиза подтвердила, что у подсудимого нет признаков психического расстройства, и он может участвовать в судебных заседаниях. В своих показаниях Баль ссылался на потерю памяти от количества выпитого спиртного. Когда дошла очередь до показаний Калинина, подсудимый вовсе отказался их давать. Отказался он и от своих первых письменных признаний, где в большей степени брал вину на себя.


В отношении командования космодрома Плесецк, должным образом не организовавшего воспитательную работу, никаких оргвыводов сделано не было. Командующий космическими войсками Владимир Поповкин еще в августе заявил, что насилие в частях космодрома систематического характера не носит: «Это единичный случай. К сожалению, произошедшее это не ошибки системы в воспитательной работе, это просто... Вот этот офицер, который оказался, там больше проблемы в воспитании его были в детстве, потому что его отец занимал очень большой пост в Министерстве обороны, он все время считал себя нереализованным».


Военный суд практически полностью согласился с доводами прокуратуры и приговорил: прапорщика Вадима Калинина, лишь частично признавшего свою вину, к 14 годам лишения свободы, капитана Виктора Баля, раскаявшегося в зале суда, к 11 годам колонии строгого режима. По данным Союза комитетов солдатских матерей, убийства солдат сослуживцами и офицерами в российских вооруженных сил происходят ежемесячно.


XS
SM
MD
LG