Ссылки для упрощенного доступа

В Грузии переговоры между властью и оппозицией пока не принесли результатов


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Георгий Кобаладзе.



Кирилл Кобрин: Переговоры между представителями грузинских властей и оппозиции пока не принесли конкретных результатов. Оппозиционные политики утверждают, что правоохранительные органы приступили к арестам участников массовых акций протеста в центре Тбилиси. По мнению властей, задержанию подвергаются люди, которые совершили нападения на сотрудников полиции во время акции оппозиционеров.



Олег Кусов, Москва: Основное требование оппозиции остаётся прежним - отмена чрезвычайного положения в стране. К нему в ходе переговоров добавилось ещё одно условие - прекратить аресты простых участников митингов. Оппозиционеры называют эти действия властей политическими репрессиями. Но власти утверждают, что политика здесь ни при чём.


Из Тбилиси передаёт наш корреспондент Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Очередной раунд переговоров между оппозицией и властями завершился безрезультатно и один из лидеров республиканцев, Давид Усупашвили, сообщил главную причину неудачи. По его словам, оппозиция требует не только отмены чрезвычайного положения, но и прекращения арестов рядовых участников столкновений с силами правопорядка на проспекте Руставели.



Давид Усупашвили: Власти начали арестовывать рядовых участников митинга и столкновений с полицией 7 ноября по обвинению в хулиганстве и в сопротивлении полиции. Людей сажают в тюрьму. Мы считаем, это политические репрессии, и в таких условиях ни о каком диалоге речи быть не может. Если они хотят перевести процесс в такую стадию, то и мы потребуем начать расследование по выявлению тех, кто отдал приказ разогнать мирный митинг.



Георгий Кобаладзе: Однако лидер парламентского большинства Майя Надирадзе считает упрёк необоснованным.



Майя Надирадзе: Это не политические репрессии, а адекватный ответ государства тем хулиганам, которые напали и избили полицейских. По-другому государство действовать не может.



Олег Кусов: Оппозиционные партии выдвинули единым кандидатом в президенты Грузии беспартийного депутата и бизнесмена Левана Гачечиладзе. Но его возможная победа будет означать постепенную ликвидацию президентского поста. Слово одному из лидеров оппозиционной Республиканской партии Ивлиану Хаиндраве.



Ивлиан Хаиндрава: Оппозиция верна тому лозунгу, который она выдвинула вместе с протестующим народом, Грузия без президента, что означает перераспределение полномочий между президентом и парламентом в пользу последнего, сокращение полномочий президента и постепенный уход в сторону парламентской модели. Леван Гачечиладзе, который не является членом ни одной партии и который изначально активно поддерживал эту идею, представляется нам - и, надеюсь, будет воспринят таковым обществом - именно как человек, который осуществит соответствующие реформы.



Олег Кусов: Депутат грузинского парламента Ван Байбурт не верит, что в итоге оппозиция ограничиться одним кандидатом.



Ван Байбурт: Поскольку в Грузии почти каждый второй мнит из себя президента, поэтому конечно невозможно, чтобы оппозиция выдвинула бы только лишь одного кандидата. Амбициозность у всех остальных, которые хотят власти, очень много. Если десять партий выдвинули одного кандидата, в данном случае Левана Гачечиладзе, то, выдвинул свою кандидатуру и Шалва Нателашвили, это лидер Лейбористской партии, выдвинули свою кандидатуру правые - Давид Гамкрелидзе, есть такая партия, выдвинул свою кандидатуру тоже оппозиционно настроенный Маисашвили, еще кое-кто от других оппозиционных сил, которые не разделяют, скажем, идеи объединенных оппозиционеров. Поэтому кандидатов будет предостаточно. Я думаю, что человек 6-7.



Олег Кусов: Условия для политической борьбы в настоящее время в стране не созданы, убеждён один из лидеров оппозиции Ивлиан Хаиндрава.



Ивлиан Хаиндрава: Сейчас, по состоянию на сегодняшний день, говорить о шансах какого-либо кандидата, кроме, наверное, президента Саакашвили, не приходиться, ибо в стране по-прежнему действует режим чрезвычайного положения, продолжаются репрессии против инакомыслящих, политических оппозиционеров, участников массовых акций протеста. В стране не функционируют независимые медиа и прочее, прочее. Эти те вопросы, которые мы ставим во главу угла на переговорах с представителями власти. Но, к сожалению, не получаем никакого ответа. Реально ситуация такова, что президент Саакашвили начал свою избирательную кампанию в то время, как оппозиция лишена какой-либо возможности что-либо делать в этом направлении. При сохранении подобной ситуации вообще вопрос выборов становится под вопрос, потому что, когда одна сторона имеет карт-бланш, а другая сторона не имеет никакой возможности доводить свою точку зрения до населения, я повторяю, говорить о выборах просто не приходиться.



Олег Кусов: Михаил Саакашвили по-прежнему пользуется доверием большинства избирателей, утверждает депутат грузинского парламента Ван Байбурт.



Ван Байбурт: Я думаю, что 60-65 процентов, этот минимум, проголосуют за нынешнего президента. На первых выборах Саакашвили набрал 92 процента, а сейчас наберет 65, то, конечно, это не то преимущество, что было три года назад. Большинство населения проголосует за те реформы и за те преобразования, которые происходят в Грузии, которые не хотят в других странах, народ это знает. Саакашвили имеет свой электорат, и за три года, которые он потерял с 92 процентов, скажем, и наберет 65, это происходит только лишь потому, что электорат снизился. Это люди, которых сократили в полиции, около 15-20 тысяч полицейских было сокращено. Сокращены министерства и ведомства. Этот недовольный электорат, безусловно, возможно и не проголосует за Саакашвили. Но это те реформы, то горькое лекарство, которое, когда человек больной, очень неприятно пить, но надо выпить, чтобы выздороветь. Плоды будут, по-моему, очень скоро.



Олег Кусов: Предвыборная борьба должна проходить в равных условиях, считают лидеры грузинской оппозиции, иначе люди вновь могут выйти на акции протеста.



Ивлиан Хаиндрава: Я не исключаю, что акции протеста могут начаться после отмены чрезвычайного положения, если не будут обеспечены условия для проведения хоть сколько-нибудь выбора подобного процесса. Если опять населению предложат, скажем так, суррогат, если люди увидят, что не в равных условиях находятся власть и оппозиция, а главное, что продолжается насилие властей над собственным народом. Многое население может терпеть, и оно терпело, но вот открытого насилия, издевательства, попрания человеческого достоинства оно терпеть не будет.



Олег Кусов: Говорил один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава.



XS
SM
MD
LG