Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Медленно заживающая рана. Четверть века мемориалу Вьетнамской войны в Вашингтоне


К мемориалу Вьетнамской войны в Вашингтоне часто приходят с непустыми руками

К мемориалу Вьетнамской войны в Вашингтоне часто приходят с непустыми руками

13-го ноября исполнилось четверть века со дня открытия мемориала Вьетнамской войны в Вашингтоне (Vietnam Veterans Memorial). Его автор — американский архитектор китайского происхождения Майя Лин (林瓔; Maya Lín Yīng; born October 5, 1959). Основной комплекс мемориала представляет собой стену, на которой начертаны имена более чем 58 тысяч погибших.


Майя Лин родилась в 1959 году в Огайо в профессорской семье, получила художественное образование в Йельском университете. Будучи студенткой, выиграла открытый конкурс на лучший проект мемориала, посвященного павшим в войне во Вьетнаме. Автор нескольких других монументов, в том числе Мемориала прав человека в Алабаме, занимается также пространственной архитектурой и ландшафтным дизайном. Автор книги «Границы». Владелец архитектурной студии в Нью-Йорке.


О Майе Лин говорит обозреватель Радио Свобода Александр Генис: «Американский Рим, Вашингтон — город монументов. В граните и в мраморе здесь воссоздана вся национальная история. Но ни один из прославленных памятников не работает так исправно, как Вьетнамский мемориал — он самый живой и кровоточащий. За 25 лет его жизни здесь побывала почти вся Америка. Часто сюда приходят с непустыми руками. Среди 100 тысяч подношений погибшим — письма, фотографии, ордена, игрушки.


Война закончилась, но трагедия продолжается, и черные камни, питаясь энергией любви, поддерживают связь между живыми и мертвыми. Сегодня среди 4 миллионов, которые каждый год приходят сюда, уже много родившихся после той войны, но заставших эту. Пока еще нет монумента жертвам Ирака, Вьетнамский мемориал взял на себя чужую работу. Ведь он был задуман как инструмент терапевтического воздействия на американскую душу, уязвленную той, не менее спорной, чем эта, войной.


Защищая свой проект в Конгрессе, Майя Лин сказала, что его очертания — каменный клин — символизируют медленно зарастающую рану, нанесенную всей стране. Чтобы оправиться, Америке надо объединиться в горе. И для этого необходимо поднять погибших над политикой. "Моя задача, — говорила Майя Лин, — дать эмоциональную информацию, ваша — размышлять над ней".


Желательно — молча, ибо успех монумента в том, что Лин нашла в спорной войне бесспорный остаток — павших.


Обычно памятники вырастают до универсального символа — Родина-мать, триумфальная арка, могила неизвестного солдата, но в Вашингтонском мемориале все солдаты — известные. Этот монумент разделил державный пафос братской могилы на 58 тысяч сугубо личных трагедий: воевала страна, умирали люди. И каждому из них могилой стала строчка на камне — имя, фамилия, год рождения, день смерти.


Майе Лин было двадцать один год. Проект Вьетнамского мемориала начинался как курсовая работа. Ей поставили за него четверку».


XS
SM
MD
LG