Ссылки для упрощенного доступа

Кораблекрушения в Керченском проливе ударят по экономике Крыма и Тамани


Находящиеся недалеко от места разлива нефти курорты Крым и Тамань потеряют часть поклонников
Находящиеся недалеко от места разлива нефти курорты Крым и Тамань потеряют часть поклонников

Штормовая погода на Азовском море пока не позволяет спасателям Украины и России начать интенсивный сбор в воде нефтепродуктов. Тем не менее, у российского и украинского побережья продолжаются работы по ликвидации экологической катастрофы, возникшей в связи с серией кораблекрушений во время воскресного шторма. Не прекращаются и поиски пропавших без вести моряков.


В среду, по некоторым данным, у крымских берегов найдено предположительно четвертое тело члена экипажа российского сухогруза «Нахичевань». Официально эта информация пока не подтверждается. Неизвестной остается еще судьба четверых человек с этого судна, а также пятнадцати моряков грузинского корабля «Хаш-Измаил». По словам представителя МЧС Украины в Крыму Владимира Иванова, поисковая операция на море и на суше будет продолжаться еще как минимум сутки: «Поиск людей осуществляется как катерами на воде, так и задействованы проходящие суда, а в воздухе работают два вертолета».


Бывший командующий ВМС Украины Владимир Безкоровайный считает, что такого большого числа аварий в Керченском проливе можно было избежать, если бы Киев и Москва поставили точку в вопросе разграничения Азова, а также если бы российские военные передали Украине все гидрографические объекты у крымских берегов:


«Вопрос о государственной ответственности за безопасность мореходства вблизи побережья Украины сегодня становится с новой остротой. Проблемы Керченского пролива, проблемы косы Тузла начинают показывать последствия затягивания решения всех вопросов, связанных с нормализацией проблемы границы на этом участке, соответственно, и ответственности ее на этом участке. Мы имеем совершенно кошмарные факты, когда навигационно-гидрографическая служба Министерства обороны России давала изменения на порядок судоходства в территориальных водах Украины. Это вообще ни в какие рамки не лезет. А это именно в Керченском проливе».


По информации государственной пограничной службы Украины, вопреки штормовому предупреждению, в минувшее воскресенье в районе Керченского пролива находилось сто пятьдесят судов.
Между тем власти Крыма запретили вылов рыбы в Керченском проливе, поскольку она может быть опасной для здоровья. В этой акватории затонули четыре российских судна: одно с мазутом, остальные - с грузом серы. От загрязнения воды и прибрежной территории уже погибли десятки тысяч птиц и рыб. Как только на море утихнет ветер, в районе бедствия спасательные службы продолжат сбор нефтепродуктов, а также попытаются откачать топливо с пострадавших судов.


По оценкам специалистов, до четырехсот тонн мазута находится возле украинского побережья, однако основные пятна нефтепродуктов движутся в сторону Таманского полуострова России. Чтобы не допустить распространение пятен в глубь Азовского моря спасатели намерены установить специальное заграждение. Для нейтрализации мазута к месту катастрофы уже доставили 21 тонну сорбента.


В среду, как сообщил глава МЧС Украины Нестор Шуфрич, водолазам удалось обследовать потерпевший бедствие в Керченском проливе российский сухогруз «Ковель», на борту которого находится более двух тысяч тонн серы: «По предварительным данным, трюмы не раскрылись, они закрыты железными крышками, и утечки химикатов не произошло», - рассказал чиновник.


Генеральные прокуратуры Украины и России возбудили уголовные дела по факту загрязнения моря, а также по факту нарушения правил безопасности движения в Керченском проливе. Финансовые претензии, по результатам расследования, могут быть предъявлены судовладельцам потерпевших крушение кораблей. И российские, и украинские экологи полагают, что последствия разлива нефтепродуктов и попадание в воду серы будут сказываться на окружающей среде не один год. Экосистему могут восстанавливать 5, 10, а возможно и все 20 лет.


«По статистике ряда портов, в случае таких аварий, 25% нефтепродуктов разлитых в первые сутки оказываются на дне. Если принимать во внимание официальные данные, которые сообщались (1300 тонн, сейчас вроде как становится понятно, что не 1300 тонн, а все-таки больше), то там 300-400, может быть, чуть больше тонн сейчас находится на дне. Насколько я понимаю, Керченский пролив достаточно мелководный. Там достаточно ровное дно, вроде как достаточно илистое. В любом случае, для обеспечения судоходства там какие-то углубительные работы, работы по изъятию грунта ведутся. В теории можно предположить, что можно это все поднимать вместе с грунтом, а это, действительно, очень тяжелая и дорогая работа. В теории возможно, а как это будет на практике исполнено, я не могу сейчас себе это представить», - считает координатор токсической программы «Гринпис» России Алексей Киселев.


От экологической катастрофы в Азовском море, очевидно, пострадает будущий курортный сезон в Крыму и экономическом положение полуострова Тамань, который должен был в ближайшие годы стать популярным курортом. В туристических путеводителях его уже прочили конкурентом черноморских побережий, говорит Алексей Киселев:


«Там только-только начали появляться маленькие турбазы, маленькие отельчики и так далее. У людей, которые там все это обслуживают, была такая большая надежда, определенные инвестиции, что это все потихонечку начнет развиваться, будут появляться люди. Даже если вы посмотрите рекламный буклет туристических компаний на этот сезон, они Тамань описывают, как мало затронутый туристической деятельностью уголок, где еще сохранились чистые пляжи, которые в хорошем состоянии поддерживаются местными жителями, где еще мало туристов, поэтому местное население дружелюбно, добродушно и так далее. То, что рекламу такую курорт получил, что никому не пожелаешь».


XS
SM
MD
LG