Ссылки для упрощенного доступа

Исторический музей демонстрирует «Кровавый рассвет»


Стрелецкий бунт. Миниатюра из «Жития Петра Великого» П.Н. Крекшина. 40-е годы XVIII в. Отдел рукописей Государственного Исторического музея
Стрелецкий бунт. Миниатюра из «Жития Петра Великого» П.Н. Крекшина. 40-е годы XVIII в. Отдел рукописей Государственного Исторического музея

В этом году исполнилось 325 лет с момента восшествия на престол Петра Первого, сопровождавшегося кровопролитным стрелецким бунтом. В память об этих событиях в Историческом музее открылась выставка «1682 год. Кровавый рассвет».


Выставка разместилась в двух не самых больших залах музея. Однако экспонаты из его фондов и из собрания Российского Архива древних актов столь уникальны и так органично дополняют друг друга, что около каждого посетитель задержится надолго. Вот старинная книга раскрыта на странице с цветным рисунком. Вглядишься в многофигурное изображение, разберешь подписи — да ведь это стрельцы бражничают до полного изумления! Пьют в компании простоволосых женок вино, мед и пиво. Долгое время это было привилегированное сословие, получавшее жалованье из государственной казны. Когда с обеспечением стало похуже, да еще и стрелецкие начальники закоснели в притеснениях подчиненных, начались бунты.


Александр Лаврентьев, заведующий Отделом истории России до XVIII столетия Исторического музея, говорит: то время не случайно называли «бунташным веком». Не прошло и 17 лет после воцарения малолетнего Петра, как произошло второе стрелецкое восстание: «Помните "Утро стрелецкой казни"? Это второй стрелецкий бунт. Тогда-то Петр I поставил памятник своей победы над стрельцами — это был кирпичный столб. Только он был не один на Красной площади, а их было 11 в Москве — один на Красной площади и десять по заставам. Так вот для этих столбов отлили для каждого по четыре доски — 44 доски чугунных — с текстом. От всего этого великолепия, от всего это разнообразия осталась одна единственная чугунная доска. Она хранится у нас. Она перед вами».


— Большая такая?!
— Да. Перед вами фрагмент, старейший фрагмент гражданского памятника России. Это был четырехгранный столб из кирпича. Сверху у него была крыша такая. Вот, кстати, его изображение рядом. Это изображение из рукописи, которая выставлена у нас в первом зале.


— Если есть изображение из рукописи, наверное, можно точно сказать, в каком месте Красной площади эта доска была?
— Да, столб с доской. Это известно не только из рукописи. Если вспомнить все ту же замечательную картину Сурикова, там стоят такие виселицы со стрельцами. Это, условно говоря, такой кусочек между Покровским собором, Храм Василия Блаженного, и Спасской башней. Это в том месте было.


Что же касается текста на доске — он устрашающий. Это текст приговора стрельцам, который зачитывали перед казнями.


XS
SM
MD
LG