Ссылки для упрощенного доступа

Россияне не верят в честность выборов, но ожидают от них улучшения жизни: опрос Левада-центра


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Кирилл Кобрин: Только чуть больше 18 процентов россиян верят, что выборы в Государственную Думу будут честными, а более 65 процентов в это не верят - таковы результаты опроса, проведенного аналитическим Левада-центром специально по заказу Радио Свобода и американской компании «ИнтерМедия Сервей Инститьют».



Вероника Боде: В опросе приняли участие 4319 человек старше 18 лет по всей территории России. Директор Левада-центра Лев Гудков отмечает, что картина исследования несколько отличается от того, что можно увидеть в регулярных опросах центра. Возможно, дело в том, что в регулярных опросах принимают участие гораздо меньшее число респондентов и, стало быть, данные этого исследования более точны. Например, удивили Льва Гудкова цифры, отражающие доверие к честности выборов.



Лев Гудков: Цифры совпадают в целом, хотя в этом исследовании картина гораздо более контрастна, чем в наших регулярных. Уровень веры в честность выборов в России самый низкий. И что меня удивило - это очень большой процент тех, кто верит, что выборы что-то изменят в их жизни, поэтому они идут на избирательные участки.



Вероника Боде: При этом подавляющее большинство опрошенных (в сумме более 70 процентов) полагают, что проведение демократических выборов в России скорее важно, чем нет. Получается, что люди хотят честных, демократических выборов, но даже не надеются, что это возможно? Отвечает Лев Гудков...



Лев Гудков: Совершенно верно. Честно проведенные выборы очень необходимы. У нас это получается по всем опросам. Но реальность другая: выборы будут проводиться с использованием административного ресурса, будет, конечно, предоставлена и предоставляется сейчас масса преимуществ партии власти. Другие партии дискриминируются. Эта очень характерная установка - неверие в честность выборов - отражает недоверие ко всей политической системе. Люди действительно, исходя из своего опыта, полагают, что будут возможны нарушения и фальсификации, давление на избирателей. Исследования демонстрируют очень сильные расхождения между тем, как надо бы, на что люди надеются, и тем, что они видят в реальности.



Вероника Боде: А президенту при этом доверяют?



Лев Гудков: А президент выступает как чистый символ, во-первых, национального единства, и как объект, на который надеются, которому доверяют. С другой стороны, фигура безальтернативная и символическая. Поэтому он как бы не несет ответственности за нарушения конкретными чиновниками или исполнителями.



Вероника Боде: Результаты опроса, проведенного специально для Радио Свобода, комментирует Георгий Сатаров, президент фонда "Индем"...



Георгий Сатаров : Думаю, что граждане отвечали достаточно консистентно, то есть нет явных противоречий. Допустим, "верите ли вы в честность выборов в России?" - сказали "да" 18,4 процента. На вопрос "от кого зависит, какие партии пройдут в Государственную Думу на выборах в декабре?" - ответ "от воли избирателей" выбрали 17,8 процента. То есть согласующиеся цифры. Это значит, что граждане работали достаточно добросовестно. На самом деле, особых каких-то поводов для потрясений я не извлек. Все довольно ожидаемо. Скажем, почти 50 процентов считают, что выборы зависят не от партий, не от воли избирателей, а от Путина и его администрации. "Я верю, что выборы что-то изменят" - примерно 30 процентов, тоже немного. Так вот баланс доверия и недоверия к этому институту довольно традиционный.


Если говорить о тех, кто идет на выборы и дает ответ на вопрос о мотивах, конечно, доминирующие мотивы - это все, что связано с личной жизнью (семьей, зарплатами, безопасностью).



Вероника Боде: О чем свидетельствует общая картина этого социологического исследования? Отвечает директор Левада-центра Лев Гудков...



Лев Гудков: Прежде всего, о настроениях апатии и разочарований в политике, отчужденности и ощущения, что, вообще говоря, выборы - это так, некая формальность, необходимая для власти, а в повседневной жизни с конкретными проблемами людей это никак не связано. Смысла в выборах, как это происходит в демократических странах, люди не видят здесь.



Вероника Боде: Несмотря на это, 56 процентов россиян заявили, что скорее будут голосовать, чем нет. Впрочем, идти на выборы людей заставляет скорее чувство долга, чем желание поддержать любимого политика, партию или правительство. Картина довольно противоречивая, но общие тенденции развития общества Льву Гудкову ясны.



Лев Гудков: Авторитарные установки, растет надежда на вождя и на единого национального лидера. Это очень опасные тенденции, дискредитация всех политических партий, потому что, конечно, "Единая Россия" выглядит такой влиятельной только лишь благодаря своей связи с президентом, мы идем к однопартийной системе. Реально, если картина выборов будет именно такая, как сейчас показывают опросы, то это значит, что "Единая Россия" будет обладать абсолютным большинством голосов в Думе, единственным оппонентом ей будут коммунисты, партия, которая отстаивает вполне реакционную программу. Это значит, что мы будем иметь не силы, которые могли бы обеспечивать развитие, модернизацию страны, а силы, которые заинтересованы прежде всего в консервации существующего положения вещей.



Вероника Боде: Политолог Владимир Гельман, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, считает, что социологическое исследование, проведенное специально для Радио Свобода, в целом верно отражает массовые настроения в стране.



Владимир Гельман: Есть такой термин "вынужденное принятие правил игры". То есть граждане не соглашаются с ныне действующим порядком вещей, но в то же время не видят какой-то разумной, более приемлемой для себя альтернативы. В этой ситуации ничего не остается, как принимать статус-кво по умолчанию, даже если граждане с ним не согласны. В то же время их пожелания явно отличаются от нынешнего положения дел. А что касается сегодняшней политической системы в стране в целом, то, конечно, какие эпитеты мы ей приписываем, зависит от того, как мы к ней относимся. Можем относиться к ней хорошо и называть управляемой или суверенной, или еще какой-нибудь демократией, можем относиться к ней плохо и приписывать ей соответствующие черты авторитаризма. Эта система не является конкурентной, в этой системе не существует честных выборов, ни политическая элита не верит в честные выборы, ни граждане, как мы видим. Ее можно сравнить с таким футбольным матчем, где результат игры заранее известен, судья судит в сторону только одной заранее объявленной победителем команды, и болельщикам, в общем, тоже не очень интересно смотреть за такой игрой, а уж тем более поддерживать ту или другую команду.



Вероника Боде: И все же более 52 процентов россиян ожидают от выборов лучшей жизни для себя и своей семьи, 42,7 процента - увеличения зарплат и пенсий и почти 26 процентов - улучшения социальной стабильности и безопасности. А вот политические ожидания выражены куда как менее ярко и оптимистично. Впрочем, эта сфера жизни и волнует россиян, по свидетельству социологов, гораздо меньше, чем повседневные проблемы.


XS
SM
MD
LG