Ссылки для упрощенного доступа

Леван Гачечиладзе рассказывает о политических планах грузинской оппозиции: эксклюзивное интервью Радио Свобода


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Андрей Шарый: В Грузии в пятницу вечером будет отменено чрезвычайное положение. Об этом на закрытом заседании грузинского парламента заявила сегодня спикер Нино Бурджанадзе. По ее словам, решение президента Михаила Саакашвили вступит в силу в 19 часов по местному времени.


В республике развиваются все те же политические процессы, о которых мы рассказывали в последние дни. Прокуратура сегодня объявила в розыск бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, который обвиняется по нескольким статьям уголовного кодекса. В прокуратуре объясняют, что Окруашвили, который находится за границей, перестал отвечать на звонки прокурора, после чего и было принято такое решение.


В Тбилиси ожидают обнародования внятной программы действий единого кандидата от оппозиции на пост президента страны Левана Гачечиладзе. 43-летний предприниматель, поддерживавший в свое время Михаила Саакашвили, в последнее время стал открытым политическим противником действующего президента. О том, как Гачечиладзе видит свои задачи и на что рассчитывает в борьбе за президентское кресло, с ним беседовал корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Господин Гачечиладзе, ваша кандидатура на пост президента для многих была неожиданной. По данным средств массовой информации, не было единого мнения, состоялись своеобразные праймериз, то есть голосование в оппозиционном "Общенациональном совете", где рассматривались несколько кандидатур. В то же время вы были одним из главных организаторов акций протеста и даже лично пострадали во время столкновений. Когда всё-таки возникла мысль о вашей кандидатуре? Я имею в виду не только у ваших коллег, но и у вас лично?



Леван Гачечиладзе: Сразу же скажу, что до начала акций мы не думали о кандидатах в президенты, тем более я об этом и не помышлял. Мы вышли вместе с народом на улицу, чтобы выразить протест против беззакония, узурпации власти, с требованием проведения справедливых парламентских выборов в те сроки, которые определены конституцией. Требовали, чтобы избирательные комиссии формировались на паритетной основе. Тогда никто вообще не говорил о президентских выборах. Мы ожидали, что они состоятся в конце 2008 года или в начале 2009-го. Речь шла о парламентских выборах, в которых, конечно, мы собирались принять участие. Мы настаивали, чтобы выборы состоялись весной 2008 года. Ведь нынешний парламент избран только на четыре года, но он сам себе продлил полномочия на полгода - до осени. Где такое происходит? Как можно это допустить? Оппозиция, победив на парламентских выборах, отменила бы президентский институт вообще, это была наша программа. Мы за парламентскую республику, парламентское правление, возможно в условиях конституционной монархии. Что касается выборов в оппозиции, они были демократичными и тайными, выбрали меня.



Георгий Кобаладзе: Значит, тема кандидата в президенты для оппозиции стала актуальной только после 7 ноября и столкновений на проспекте Руставели?



Леван Гачечиладзе: Конечно, ужасные события 7 ноября нас к этому подтолкнули, но главное всё-таки - заявление самого Саакашвили о назначении президентских выборов. Это был вызов, который оппозиция должна была принять и приняла.



Георгий Кобаладзе: Многих удивило, что в первом же заявлении вы сказали: как только меня изберут - уйду на пенсию. Что это значит?



Леван Гачечиладзе: Дело в том, что эти выборы будут референдумом о доверии не только мне лично, но и нашей программе по упразднению в Грузии президентской формы правления. Мы спрашиваем у граждан: хотите вы Саакашвили или хотите Грузию без президента - с парламентским правлением? Тем самым мы боремся против узурпации власти. Я борюсь не за свою власть, а за власть народа.



Георгий Кобаладзе: Но всё-таки вы намерены опубликовать свою программу?



Леван Гачечиладзе: Что касается программы . . . Конечно, у нас будет программа. Её суть я вам уже изложил - парламентская республика. Наша команда уже начала работать над документом. Но до того, как говорить о программе, я всё таки хочу сказать о более важном: в стране репрессии, телевидение не работает, работает только телевидение Саакашвили, которое называется «Общественным телевидением»



Георгий Кобаладзе: Как вы добьетесь того, чтобы выборы не были сфальсифицированы?



Леван Гачечиладзе: Мы будем за это бороться. Главное - активность народа. Саакашвили будет пытаться сфальсифицировать, но нельзя ему позволять это делать. Мы должны покончить с вождями.



Георгий Кобаладзе: Каковы ваши отношения с Бадри Патаркацишвили? Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе обвинил вас в том, что вы получаете от него деньги и якобы снимете кандидатуру в пользу Патаркацишвили в последний момент.



Леван Гачечиладзе: С Бадри Патаркацишвили у меня обычные, нормальные отношения. Всё это враньё. Не собираюсь снимать свою кандидатуру. Я назван кандидатом от оппозиции и буду бороться.



Георгий Кобаладзе: Вы лично знакомы с Михаилом Саакашвили и уже давно. Каково ваше мнение о нём?



Леван Гачечиладзе: Я был руководителем штаба Саакашвили, когда онбаллотировался в парламент в качестве депутата от района Ваке. Тогда он производил хорошее впечатление - молодой, энергичный, оптимистю. Но он обманул меня первым и обманул всех.



Георгий Кобаладзе: Какова ваша внешнеполитическая программа? Как вы намерены строить отношения с Россией?



Леван Гачечиладзе: Саакашвили строит свою политику на пиаре, агрессивном пиаре. Россия в этом от него не отстаёт. Я буду делать дело, а не пиаром заниматься. С Россией у Грузии будут нормальные, добрососедские отношения. Но Грузия, как я считаю, должна стать членом НАТО и Европейского союза. России это тоже выгодно.


XS
SM
MD
LG