Ссылки для упрощенного доступа

Редактор институтской газеты в Петербурге уволен за юмористические стихи


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Андрей Шарый : В Петербурге закрыт журнал "Обводный Times ", издававшийся Петербургским институтом гуманитарного образования. Причиной послужила публикация "Баллады о ментах", где в ироническом виде фигурирует президент Владимир Путин. Главный редактор журнала, поэт, публицист и педагог Анджей Иконников-Галицкий уволен с поста главного редактора журнала. Рассказывает Татьяна Вольтская, корреспондент Радио Свобода в Петербурге.



Татьяна Вольтская : Строго говоря, это не столько журнал, сколько газета. Просто выходила она раз в месяц, да еще раз в полугодие издавались специальные литературные номера. В одном из них и была напечатана злополучная "Баллада о ментах" поэтессы Ирины Дудиной.



"Менты внезапно напали


На молодого бомжа.


Они хорошо позавтракали,


Напали из куража.


Они его долго тискали,


Не от голода, просто так.


Накормили сосисками


И отвели в кабак.


Бомжу налили водки.


Стал красным его нос.


Бомж начал петь песни.


-Так, наступил наркоз,-"...



А потом эти самые менты, оказавшиеся на поверку вампирами, проделали дырку в ладони божа и стали пить его кровь. Напившись, не позаботились спрятать труп, дело выплыло наружу. Возмущенные граждане написали письмо Путину.



"Дело о вампиризме


Повергло Путина в гнев.


-Да их надо всех повесить!-


Он произнёс нараспев.


-Их надо всех по-китайски,


Перед смертью распотрошить,


Отдать по больницам органы,


Чтоб не смели впредь вампирить!


История некрасивая


Порочит родину-мать.


В Европейском сообществе


Её не смогут понять!


Историю некрасивую


Всем приказали забыть.


Теперь милиционеры


Витамины обязаны пить.


В крови побольше железа,


И не возникнет проблем.


Главное - честь Родины,


Путин так всем повелел".



Если бы лично меня попросили написать рецензию на это литературное произведение, я бы сказала, не вдаваясь в стихотворный анализ, что образ Путина исключительно положительный. Такой строгий отец избавитель, наведший порядок. Смерть бомжа была не напрасной. Зато теперь все менты пьют витамины, а не кровь лиц без определенного места жительства. Но не такого мнения было руководство Петербургского института гуманитарного образования. Тираж газеты "Обводный Times " (около 1000 экземпляров) был уничтожен. Чудом сохранилось экземпляров 40. А после изъятия тиража, редакция была расформирована, а главный редактор Анджей Иконников-Галицкий уволен. То есть ему было предложено написать соответствующее заявление.


К сожалению, с проректором Вадимом Высоцким связаться не удалось. В приемной говорят, что он в командировке. Но еще раньше он успел в своих комментариях сказать, что случившееся является штатной ситуацией и несовпадением взглядов, что вышедшие номера просто недостаточно отражают или искажают имидж ВУЗа, а политических или цензурных проблем здесь нет. Сам Иконников-Галицкий считает, что шаги руководства были проведены с нарушением закона. Он назвал это уникальным в современной истории России случаем уничтожения печатного издания по идейно-эстетическим мотивам. Такой же точки зрения придерживается известный петербургский критик, писатель Виктор Топоров, чья статья тоже была опубликована в уничтоженном номере газеты "Обводный Times ".



Виктор Топоров : История с "Обводный Times " произошла ровно через полвека после того, как в нашем городе сожгли студенческий политический сборник ЛИТО Горного института. Сожгли его тогда за стихотворение Лидии Гладкой о подавлении венгерского мятежа 1956 года. Сейчас сборник отправился под нож, а "Обводный Times " получился практически сборником из-за стихотворения Ирины Дудиной, в котором несколько непочтительно, хотя совершено невинно, фигурирует имя Путина.


Выступая на вечере этих несчастных студентов и погорельцев во главе с Анджеем, я ему посоветовал гордиться данной историей, потому что впервые за полвека поэзия удостоилась такого ответственного внимания.



Татьяна Вольтская : У Виктора Топорова есть предположение, как невинные, в общем, стихи могли вызвать такую бурю.



Виктор Топоров : Очень сильна в обществе самоцензура. Внутренний редактор сидит едва ли не в каждом. В данном случае, это ректор частного ВУЗа, думает, что какой-нибудь его замаскированный под заместителя, скажем, недоброжелатель принесет эту газетку куда-нибудь в органы. У него начнутся финансовые проверки. В частном ВУЗе, как минимум, поменяется руководство. И на всякий случай он поступает так.



Татьяна Вольтская : При этом Виктор Топоров считает, что мало кого интересует судьба студенческой газеты, выходившей под руководством преподавателя.



Виктор Топоров : Потому что мало того, что сама по себе студенческая газета, такая не всех интересующая штучка, но запретили-то не обычный номер газеты, а сугубо политический. Кого сегодня интересует поэзия? Если отделить факт сожжения или уничтожения других способом от содержания номера, то, конечно, этот номер никаких успехом бы в институте не пользовался, не мог пользоваться. А так, наверное, им жалко своего преподавателя. Анджей хороший преподаватель. Он не только газеты редактировал, но и всякие курсы читал.



Татьяна Вольтская : Говорил петербургский критик Виктор Топоров.



XS
SM
MD
LG