Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Проблемы на горизонте: российский экономический прогноз Всемирного банка. Древнеанглийская классика в интерпретации Голливуда выходит на мировые экраны.


Сегодня в Америке



Юрий Жигалкин: Проблемы на горизонте: российский экономический прогноз Всемирного банка. Древнеанглийская классика в интерпретации Голливуда выходит на мировые экраны. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».


Всемирный Банк обнародовал отчет об экономической ситуации в России и перспективах развития страны. Выводы, содержащиеся в этом документе, могут вызвать и законную гордость за достигнутое, и не меньшую тревогу за будущее. Суть тезисов экспертов: экономический рост в России идет неожиданно высокими темпами, но в ближайшее время опасность представляет нарастающая инфляция, а в будущем - уменьшение числа трудоспособных россиян вкупе с сокращением населения создаст принципиальные проблемы. Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов : Доклады Московского представительства Всемирного Банка «Об экономической ситуации в России» издаются на протяжении последних шести лет. Нынешний, ноябрьский доклад является пятнадцатым по счету. В нем говорится, что Россия сохраняет высокие темпы экономического роста. В целом за год рост российского ВВП может превысить 7 процентов. Эксперты банка связывают ускорение роста производства в России с быстро растущим внутренним спросом, с увеличением потребления. Бурно расширяются такие секторы экономики как строительство и розничная торговля. Темпы роста в обрабатывающих отраслях, оставаясь внушительными, начинают снижаться. По мнению профессора Университета штата Мэриленд Питера Мориси, движущей силой заметного экономического роста в России являются цены на энергоносители.



Питер Мориси : Россия продолжает извлекать чрезвычайную выгоду из растущих цен на экспортируемые нефть и газ. Российское правительство и энергетические компании стали свободнее распоряжаться деньгами. Разумеется, это создает спрос на российскую продукцию внутри страны и на нефть за ее пределами - и в целом это идет на пользу российской экономике. Но для нее могут настать тяжелые времена, если цены на энергоносители упадут до уровня двухлетней давности. Потому что нынешние высокие цены позволили российскому правительству отступить от экономических реформ, необходимых для модернизации экономики.



Аллан Давыдов : Самым заметным событием уходящего года в кредитно-денежной сфере России, по мнению аналитиков Всемирного Банка, стал существенный рост инфляции. Эксперты не исключают, что к концу года инфляция достигнет 11 процентов по сравнению с 9 процентами на этот же период прошлого года. Они считают, что это обусловлено повышением мировых цен на продукты питания и монетарными факторами. Снова - комментарий профессора Мориси.



Питер Мориси : Полагаю, что такой уровень инфляции для России закономерен, учитывая поток денежной наличности, поступающей в страну. Тем не менее, России было бы легче укротить инфляцию, активнее проводя экономические реформы, развивая новые, скажем, высокотехнологические отрасли индустрии. К сожалению, нефтяное процветание действует развращающе и негативно влияет на темпы модернизации в России.



Аллан Давыдов : В докладе Всемирного Банка также отмечается, что вслед за переходным периодом в политике и экономике Россия вошла в переходный демографический период. Он характеризуется сокращением населения и стремительным старением россиян. Согласно прогнозам, в ближайшие двадцать лет население страны сократится на 12 процентов. К 2025 году каждый пятый россиянин будет старше 65 лет. Это, как говорят международные эксперты, ставит правительство России перед необходимостью найти способы сохранения экономического роста в условиях сокращения числа трудоспособных россиян и более искусно организовать бюджетные расходы, чтобы доходов хватало на содержание стареющего населения.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Аллан Давыдов.


Прокомментировать эти выводы я попросил профессора экономики сотрудника Гуверовского института Михаила Бернштама.


Профессор, ощущение от доклада экспертов Всемирного Банка двойственное. С одной стороны, они говорят, что в принципе экономическая ситуация в России замечательна, с другой, они предлагают россиянам, по сути, готовится к трудным временам. Как вы это объясняете?



Михаил Бернштам : Действительно, оценка сегодняшнего дня и оценка будущего различны. Дело в том, что Россия с 1999 года полностью восстановила свою экономику после депрессии 90-х годов. Сейчас валовых внутренний продукт находится на уровне 1990 года. Экономика росла по 7 процентов в год в среднем, а производительность, которая восстанавливала экономику, росла по 5 процентов в год. Но восстановление закончено. Россия вышла из депрессии. А дальше экономический рост должен быть основан на технологическом прогрессе на росте конкуренции. Всемирный Банк дает сравнительные исследования и показывает, что если уровень прихода новых предприятий и выхода старых предприятий, то есть показатель силы конкуренции, в развитых странах 20 процентов в год, 20 процентов оборот предприятий, на Тайване, в Южной Корее - 40 процентов, в России - 5 процентов. Россия, в смысле производственной структуры, структуры предприятий находится в состоянии стагнации.



Юрий Жигалкин: Эксперты Всемирного Банка предупреждают о том, что серьезную опасность России представляет инфляция. Способно ли российское правительство одолеть ее?



Михаил Бернштам : Это, действительно, так. В этом году ожидается инфляция в 11 процентов по сравнению с 9 процентами в прошлом году. Всемирный Банк не объясняет в чем дело. Но тут надо обратить внимание на противоречия между бюджетом и политикой Центрального Банка. Дело в том, что треть доходов в бюджет, так или иначе, связана с экспортными поступлениями от добычи природных ресурсов. То есть треть доходов бюджета зависит от долларовых поступлений. Но когда долларовые поступления приходят в Россию, то, чтобы рубль не поднялся и доллар не упал, Центральный Банк покупает эти доллары. Но когда он покупает, он печатает рубли, и происходит инфляция. Эта инфляция неизбежна до тех пор, пока значительная часть доходов бюджета происходит от экспортных поступлений.



Юрий Жигалкин: А как вы относитесь к выводу о том, что старение населения поставит перед российскими властями беспрецедентно трудные задачи?



Михаил Бернштам : В длительной перспективе - да, как во всех промышленно развитых странах в России будет происходить старение населения, ухудшение демографических показателей, сокращение притока рабочей силы. Но это всемирный процесс.



Юрий Жигалкин: Профессор экономики Михаил Бернштам комментировал отчет Всемирного Банка о состоянии и перспективах российской экономики.


Соединенные Штаты надеются, что Палестинское государство может быть создано к январю 2009 года. С таким заявлением выступила в среду Государственный Секретарь Кондолиза Райс, активно участвующая в подготовке израильско-палестинской конференции, которая пройдет в вашингтонском пригороде Аннаполисе в конце ноября. Надежды на эту конференцию, инициированную президентом Бушем несколько месяцев назад, были необычайно высоки. Однако по мере ее приближения все заметнее стали сомнения относительно возможности даже ограниченного успеха. Пока неизвестно даже примут ли в ней участие руководители стран-главных региональных игроков. Тем не менее, заявление Конлолизы Райс о том, что конференция в Аннаполисе может открыть путь к созданию палестинского государства через год с небольшим, по мнению наблюдателей, отражает явное желание президента Буша записать в свой актив историческое достижение. Нечто подобное безуспешно пытался совершить на закате своего президентства Билл Клинтон.


Решительные атаки со стороны конкурентов по номинации в президенты, по-видимому, приводят к тому, что ряды сторонников Хиллари Клинтон редеют. Всего за полтора месяца до первой первичной партийной конференции лишь тридцать восемь процентов опрошенных поддерживают кандидатуру сенатора Клинтон. За ее главного соперника Барака Обаму высказались двадцать семь процентов респондентов. Лишь месяц назад Хиллари Клинтон была фаворитом почти половины опрошенных. У республиканцев картина немного другая. Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани уходит в отрыв от ближайшего противника по номинации бывшего сенатора Фреда Томпсона, за Джулиани высказались двадцать девять процентов американцев. По словам социологов, нынешняя предвыборная кампания затянувшаяся уже почти на год отличается редкой непредсказуемостью и неуверенностью избирателей. Четырнадцать процентов демократов и двадцать процентов республиканцев говорят о том, что они еще не остановили свой выбор ни на одном из кандидатов, что означает, что неожиданностей можно ждать вплоть до выборов.


В неделю перед Днем Благодарения на американские, а вслед и на мировые экраны выходит картина «Беовульф» - не столь частая в практике Голливуда попытка экранизации шедевра древнеанглийской литературы. Как говорят, внимание режиссера Роберта Земекиса привлек блистательный перевод этого эпического полотна. Об этом фильме мы беседуем с Александром Генисом. А начать разговор, пожалуй, стоит с литературного источника картины.



Александр Генис: Англо-саксонская поэма «Беовульф» - фундамент литературного канона. В странах английского языка это сочинение «проходят» в каждой школе. «Беовульф» тут играет ту же роль что «Слово о полку Игореве» - непременная классика.



Юрий Жигалкин: Как говорил Марк Твен, «Классика почитаемая и нечитаемая»…



Александр Генис: Это не совсем так. «Беовульф» - весьма энергичная поэма. Вот послушайте, как живо описан обед болотного великана:



"Чудище попусту


Не тратило времени! -


Тут же воина


Из сонных выхватив,


Разъяло ярое,


Хрустя костями,


Плоть и остов


И кровь живую


Впивало, глотая теплое мясо.


Мертвое тело


С руками, с ногами


Враз было съедено".



Не зря недавний перевод на современный английский, который выполнил нобелевский лауреат Шимус Хини, стал поэтическим бестселлером в Америке. Еще и потому, думаю, что взрослые, наконец, решили докопаться до тех подробностей, которые они прозевали в школе.



Юрий Жигалкин: Сегодня это проще сделать, посмотрев фильм Земекиса.



Александр Генис: Что, по-моему, замечательно. Хорошо бы, раз мы о нем уже вспомнили, и «Слово о полку Игореве» так поставить. Эпос ведь родился до письменности, а, значит, может обойтись и без книжного переплета. Кино для него - естественная среда обитания.



Юрий Жигалкин: Особенно, такое фантастическое, как это.



Александр Генис: Верно, «Беовульф» - экспериментальный фильм, где живые актеры, например, замечательный Энтони Хопкинс, одолжили аниматорам не только свой голос, но и свою внешность. Такая смесь натурализма с вымыслом идеально подходит как раз для архаических форм словесности, не различавшей сказку и быль так строго, как это пытаемся сделать мы. Вспомним, что реализм - совсем недавнее изобретение именно нашей культуры, поэтому, когда мы навязываем Гомеру жизнеподобные формы обычного кино, а именно это произошло с недавней инсценировкой «Илиады», получается нелепость. Миф нельзя сфотографировать.



Юрий Жигалкин: Вы считаете, что «Беовульф» с его виртуальной техникой больше похож на оригинал?



Александр Генис: Авторы картины, увлеченные техническим новаторством, принесли сценарий в жертву голливудским стереотипам. Сдавшись им, они ввели в картину женщину, чего авторы «Беовульфа» делать ни за что бы ни стали. Эпос не интересовался любовью, и герой его не знал связанных с ней испытаний - соблазнов, измен, сомнений и мук совести. Наградив всем этим Беовульфа, фильм перенес действие из богатырской эпохи в психоаналитическую. Но древность тем и интересна, что позволяет взглянуть на людей, категорически непохожих на нас. Жалко, что, владея таким могучим инструментом, как современная кино-техника, Земекис не решился его использовать для того, чтобы сделать по-настоящему новаторский фильм, воскресив средневековое мироощущение на экране.



Юрий Жигалкин: Александр, ясно, что Вам не понравилось в фильме. А что больше всего понравилось?



Александр Генис: Язык! Это - целая лингвистическая панорама. Наряду с новым английским в картине звучит - например, в речи допотопного монстра Гренделя - почти непонятная древнеанглийская речь с ее чудным раскатистым «р». Включение архаических пластов языка поднимает фильм над кино-сказкой, вводит элемент темной тайны чужой поэзии, сталкивает с вечной недосказанностью мифа. Это тот урок, который могут вынести экранизаторы любого национального эпоса: дайте ему говорить по-своему.



Юрий Жигалкин: Этими эмоциями моего коллеги Александра Гениса по поводу древнеанглийской речи в новом фильме «Беовульф», которую, надеюсь, смогут оценить и российские зрители картины, мы завершим выпуск рубрики «Сегодня в Америке».



XS
SM
MD
LG