Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Швейцария - "страна туризма смерти"


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Германии Александр Хавронин.



Никита Татарский: Швейцарские законы в области эвтаназии считаются одними из самых либеральных в мире. То есть здесь она фактически разрешена, и потому иногда Швейцарию жители соседних государств называют «страной туризма смерти». Большинство из тех, кто решил добровольно уйти из жизни на швейцарской территории, приезжают из соседней Германии, где эвтаназия запрещена.



Александр Хавронин: Небольшой городок Маур расположен рядом с Цюрихом. Здесь, неподалеку от лесного массива, на территории одной из муниципальных автостоянок несколько недель назад добровольно отправились в мир иной двое граждан Германии, в возрасте 50-ти и 65-ти лет от роду. Помощь при совершении самоубийства им оказали активисты местной некоммерческой организации «Дигнитас» - сумели достать для них смертельную дозу медикаментов. По данным полиции, вероятнее всего это был пентобарбитал. Двое тяжело больных немцев умерли в припаркованном на стоянке микроавтобусе.


В переводе с латыни «Дигнитас» означает «достоинство». По мнению активистов «Дигнитас», человек вправе сам решать, чего он достоин – жизни или смерти. Говорит генеральный секретарь организации Людвиг Минелли.



Людвиг Минелли: То, что власти Германии запрещают эвтаназию и ссылаются при этом на необходимость защиты достоинства человеческой жизни, равносильно политике нацизма. Только сам человек может определить для себя, что является для него достойным – жизнь или смерть. Во времена нацистского правления немецкие власти сами выбирали, кто достоин жизни, а кто – смерти. Власти сегодняшней Германии таким же грубым способом решают за людей, достойны они смерти или нет. Подобная порочная практика грубо нарушает права человека. Поэтому люди приезжают за помощью к нам, в Швейцарию. Немецкие политики должны изменить законы своей страны. Представляется логичным, чтобы специальные медикаменты доставлялись больным, а не сами больные должны были бы ехать за медикаментами в Швейцарию.



Александр Хавронин: Взглядов Людвига Минелли придерживается и представитель прокуратуры Цюриха Андреас Брунер, хотя, видимо, по своим профессиональным причинам.



Андреас Брунер: В Германии должна быть легализована эвтаназия, ведь многие немцы приезжают к нам, в Швейцарию, для совершения самоубийства.



Александр Хавронин: В Швейцарии сторонников повсеместной легализации эвтаназии действительно много. Членами «Дигнитас», например, являются более шести тысяч человек. В стране есть и другие общественные организации, оказывающие желающим помощь при суициде. Например, союз «Эксит», объединяющий более 50 тысяч членов. Однако активисты «Эксит» отказываются помогать в самоубийстве жителям Германии. О позиции организации говорит ее президент Ганс Верли .



Ганс Верли: Давление на сторонников эвтаназии со стороны немецких властей постоянно растет, поэтому «Эксит» старается не помогать гражданам Германии. В Германии нашу организацию пока не считают серьезной.



Александр Хавронин: Впервые в Швейцарии гражданину Германии, вернее – гражданке, помощь при суициде была оказана в 1999 году. Ее звали Мария Омбергер. У женщины был рак. Сейчас, по прошествии восьми лет, ее сын Кристофер Байер вспоминает.



Кристофер Байер: В тот вечер мы с мамой выпили портвейна. Затем она приняла медикаменты, которые ей предоставили активисты «Дигнитас». Последними словами мамы были «Дети мои! Мне пора покинуть этот мир!



Александр Хавронин: В планы «Дигнитас» входит легализация эвтаназии в самой Германии. По словам Людвига Минелли, в Германии нашелся врач-доброволец, который готов оказать помощь при самоубийстве тяжелобольному человеку. Этот врач осознает, что против него, согласно немецким законам, будет возбуждено уголовное дело. Таким образом «Дигнитас» хочет создать юридический прецедент и довести дело об эвтаназии до высшей судебной инстанции – Федеральной судебной палаты ФРГ.


Министр юстиции Германии Бригитта Циприс так прокомментировала высказывание Людвига Минелли.



Бригитта Циприс: Немецкие законодатели исходят из того, что «умереть с достоинством» и «умереть с чьей-то помощью» - это не одно и то же. Деятельность «Дигнитас» и других подобных организаций, указывающих людям наикратчайший путь к смерти, с моей точки зрения, носит антиконституционный характер.



Александр Хавронин: Высказываются против эвтаназии и представители духовенства. Мнение председателя Конференции католических епископов Германии кардинала Карла Леманна.



Карл Леманн: Что касается эвтаназии, то ни о каких компромиссных вариантах не может быть и речи! Как не бывает компромисса между жизнью и смертью. Выбор может быть только один – бороться за жизнь!



Александр Хавронин: Однако среди оппозиционных политиков Германии все чаще слышны голоса тех, кто высказывается хотя бы за начало широкой дискуссии об эвтаназии в немецком обществе. Говорит депутат Бундестага от оппозиционной Партии свободных демократов Михаэль Каух.



Михаэль Каух: В современной медицине существуют много возможностей для того, чтобы максимально смягчить страдания больного. Однако в ряде случаев медицина просто не в силах помочь. Это тема до сих пор замалчивается в немецком обществе. С нее надо снять табу!



Александр Хавронин: По данным одного из недавних социологических опросов, идею легализации эвтаназии поддерживают 74 процента жителей Германии.


XS
SM
MD
LG