Ссылки для упрощенного доступа

Выставка «Ленинградского фотоандеграунда» открылась в Русском музее


В советское время фотография не считалась искусством. [Фото—<a href="http://museum.ru" target=_blank>Музеи России</a>]
В советское время фотография не считалась искусством. [Фото—<a href="http://museum.ru" target=_blank>Музеи России</a>]

29 ноября в Строгановском дворце Русского музея Петербурга открывается выставка неофициальной фотографии 1960-1980-х годов «Ленинградский фотоандеграунд», организованная при поддержке куратора проекта «Авангард на Неве» Исаака Кушнира. Экспозиция включает 98 фотографий.


Идеологический контроль всей жизни Страны Советов распространялся и на фотографию. Как и в других областях искусства, на фотовыставках не могло быть религиозных, социально заостренных, эротических и многих других сюжетов, произведений с так называемой «чуждой эстетикой». Поэтому работы 14 фотографов, представленные на выставке, конечно, могли увидеть свет только на неофициальных вернисажах. Говорит художник, куратор выставки Валерий Вальран: «Восемь из них участвовали в первой, единственной выставке независимой фотографии на квартире Кости Кузьминского. Выставка эта открылась 24 октября 1974 года, за месяц до выставки в ДК "Газа" [Дворец культуры и техники имени И.И. Газа. Здание ДК построено в 1930-1935 годах по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского и изначально называлось «Клубом имени Ивана Ивановича Газа»; — PC]. Костя Кузьминский уже до этого занимался самиздатом, в частности, он издал первый сборник нелегальный Бродского, готовился к отъезду, его квартира находилась под неусыпным контролем КГБ. Выставка в его квартире означала, что ты просто попадаешь в глубокие слои андеграунда, никакой официальной возможности выставляться, публиковаться уже не было. Поэтому восемь участников — это золотой фонд андеграундной фотографии. Это Геннадий Приходько, здесь представлена его языческая серия — обнаженные на фоне северной природы. Но Геннадий Приходько известен тем, что у него самый большой фотоархив всех выставок квартирных, официальных и полуофициальных, ленинградского андеграунда».


Другой фотохудожник — Владимир Окулов, женатый на известной диссидентке Юлии Вознесенской, на выставке есть фотография феминистского кружка «Мария», приведшего Вознесенскую в тюрьму. Есть фотографии молодых подпольных поэтов — Охапкина, Кривулина, Ожиганова, Кузьминского, есть город — черные дома, потрескавшийся асфальт, — за один черный цвет это не прошло бы ни на какую официальную выставку, равно как и окрестные свалки — Лев Звягин, серия «Сталкер». Но и изысканные натюрморты, похожие на картины малых голландцев — детали старинной резной мебели, посуда, часы, газеты, кружева соединяются в волшебный мир, абсолютно враждебный советскому духу своей теплотой и человечностью. Для меня символами выставки стали три фотографии — очередь в пивной ларек со спящим пьяным на первом плане, Сергей Подгорков — подвыпившая беззубая старуха с беломориной в руке, счастливо орущая песню на фоне заплеванной площади и туманного силуэта князь-Владимирского собора; и работа Бориса Смелова — портрет фотографа в круглых очках, но с закрытыми глазами: это правда, чтобы видеть по-настоящему, нужно не только внешне, но и внутреннее зрение.


XS
SM
MD
LG