Ссылки для упрощенного доступа

Журналисты скучают, чиновники радуются. Выборы состоялись


Член комиссии по информационным спорам при Центризбиркоме Михаил Федотов полагает, что отсутствие независимых масс-медиа в России сыграло едва ли не ключевую роль на этих выборах
Член комиссии по информационным спорам при Центризбиркоме Михаил Федотов полагает, что отсутствие независимых масс-медиа в России сыграло едва ли не ключевую роль на этих выборах

В России прошли выборы депутатов в Государственную Думу. Четыре партии были, по данным Центризбиркома, осчастливлены доверием избирателей и преодолели барьер в семь процентов. По российской избирательной арифметике все участники этой кампании, кроме «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», могут считать себя не просто проигравшими, а проигравшими вдвойне. Голоса, отданные за них, лишь добавят процент победителям.


Но один из главных кремлевских идеологов, руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что в этой кампании все было по-своему справедливо: «По-русски они были достаточно справедливыми, с тем перекосом, который создается существованием партии власти. Партия власти в любой стране, где она есть и является большинством, создает неизбежный перекос своего административного аппарата. Всегда, где бы ни было — в Японии, в Италии, в Германии, в Мексике, — где существовало несколько избирательных циклов, одна и та же партия, конечно, создает преимущество и массу мелких отдельных несправедливостей, которые, в общем, слабо влияют на результат голосования в целом», — убежден Глеб Павловский.


Насчет справедливости по-российски — тезис не очень ясен, потому что, например, в Ставрополье лишь весной этого года «Союз правых сил» набрал семь с лишним процентов, а в прошедшее воскресенье в том же регионе — один процент, и такую разницу трудно объяснить объективными причинами. Но руководитель Российского центра избирательных технологий и бывший председатель Центризбиркома России Александр Иванченко говорит, что четыре партии, прошедшие в новую Думу просто лучше тренировались: «Если партия не участвовала длительное время в избирательной кампании, как и любой спортсмен, любой профессионал, есть детренированность. И вот, на мой взгляд, позиции нынешних четырех партий, которые лидируют, базируются на их успехе на региональных выборах 2006-2007 годов. Именно эти партии в ходе региональных выборов показали убедительные результаты. Примерно такие же, какие, возможно, будут и в эту избирательную кампанию», — считает Александр Иванченко.


Большое влияние на избирателя, по мнению многих экспертов, оказал информационный вал, который обрушила на граждан партия власти. Об этом еще до голосования говорили представители международных организаций. А один из авторов закона о СМИ и член комиссии по информационным спорам при Центризбиркоме Михаил Федотов полагает, что отсутствие независимых масс-медиа в России сыграло едва ли не ключевую роль на этих выборах: «По сути дела, выборы начались уже давно, наверное, они начались в 2001 году, когда был сделан главный шаг, а именно — уничтожено независимое телевидение НТВ. С того момента практически все федеральные телеканалы находятся в руках одной партии, ее можно назвать партией, можно назвать группой, можно назвать как угодно. Самоцензура страха оказывается гораздо страшнее, чем государственная цензура. Административный ресурс был "заточен" на то, чтобы перекрыть любой поток информации, которая не была санкционирована сверху», — убежден Михаил Федотов.


Скучающие журналисты и довольные чиновники были главным населением здания Центризбиркома прошедшей ночью. Первые понимали, что сенсации с самого начала ожидать не приходилось, а вторые радовались, что подтвердили начальственные ожидания и уволены не будут.


XS
SM
MD
LG