Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Покушение на Муссолини


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Нелли Павласкова.



Никита Татарский: Молодой чешский историк Ондржей Гоуска недавно нашел в архивах Рима документы, имеющие прямое отношение к первой попытке покушения на Бенито Муссолини. Спустя 82 года после события Гоуска получил подтверждение своей версии - деньги на убийство итальянского дуче поступили из тогдашней Чехословакии.



Нелли Павласкова: Если бы депутату итальянского парламента от социал-демократической партии Тито Занибони удалось застрелить премьер-министра страны фашиста Муссолини, возможно, история Европы могла бы сегодня быть другой. Покушение должно было состояться 4 ноября 1925 года. В тот день Занибони выехал из дома в своем новом автомобиле Лянчиа Лямбда, чтобы застрелить ненавистного дуче в момент, когда тот должен был обратиться к народу с приветственной речью по поводу победы Италии в первой мировой войне с балкона королевского дворца. Занибони вез в машине винтовку марки «Штайер». И автомобиль, и оружие были куплены на чехословацкие деньги. На эти же деньги работала группа заговорщиков, помогавшая Занибони.


Спрятав ружье в чехол от зонта, он незаметно вошел в ближайший от дворца отель, где заранее забронировал себе на вымышленное имя номер с видом на дворцовый балкон. Однако Занибони не успел даже прицелиться. Рассказывает историк Ондржей Гоуска.



Ондржей Гоуска: Винтовка все еще лежала в шкафу, когда в номер ворвалась полиция и арестовала Занибони. Заодно в тюрьму были отправлены и несколько заговорщиков – его единомышленников, из них самым известным был генерал Луиджи Капелло. Полиция обвинила их в попытке заговора против государства и покушения на премьер-министра Бенито Муссолини. Главой заговора был объявлен Занибони.



Нелли Павласкова: Сначала заговор выглядел, как внутригосударственный бунт, однако следствие показало, что деньги на подготовку и проведение покушения были получены от чехословацких социал-демократов. Триста тысяч французских франков.


Грозило ли все это международным скандалом, ведь Италия и Чехословакия в тот момент были дружественными государствами?



Ондржей Гоуска: Официально они были дружественными. Но итальянская полиция знала, что чехословацким властям Муссолини ненавистен, и поэтому она следила за многими работавшими в Европе чехами. И выяснила, что деньги Занибони получил от парижского корреспондента социал-демократической чехословацкой газеты «Право народа» Густава Винтера, брата политика Льва Винтера. Занибони встретился с Винтером в Париже. Я прочитал массу документов. Эти деньги поступили не из казны довольно бедных социал-демократов - следы ведут прямо в президентский дворец, Пражский Град! Через два года на суде и сам Занибони подтвердил, что он и его коллеги из левых партий поддерживали связь с президентом Чехословакии Томашем Масариком и его сыном Яном. Он также ясно высказался в том смысле, что деньги поступили прямо из Града. Понятно, чехословацкие власти немедленно заявили протест…



Нелли Павласкова: Занибони был осужден на 30 лет, после войны вышел на свободу и написал книгу. Там была фраза: «Старый Масарик нам помогал». В общем контексте понятно, что автор имел ввиду антифашистскую борьбу, а не покушение. Однако историк Гоуска нашел и другие источники, говорящие о более таинственных вещах.



Ондржей Гоуска: Пять лет назад молодой французский историк Ален Субигу написал обширную биографию Масарика, в ней он упоминает о контактах Масарика с русским террористом Борисом Савинковым, который хотел организовать покушение на Ленина. Субигу описывает встречу Масарика с Савинковым, на которой чехословацкий президент обещал дать Савинкову 200 тысяч рублей на террористическую деятельность. Однако историки недоверчиво относятся к открытиям Субигу, потому что в его книге о Масарике много неточностей. А рассказ о Масарике основан на показаниях уже арестованного Савинкова, после советских «допросов с пристрастием»…. Что касается денег на покушение на Муссолини – то здесь можно полностью исключить личное участие Масарика. Он не заказывал покушения. Президент предоставил денежные средства оппозиционной демократической партии дружественного государства, что было обычным делом в тогдашней Европе. Да и в нынешней. Правда, эта помощь не подлежала огласке. Нет сомнений и в том, что Масарик был активным противником итальянского фашизма.



Нелли Павласкова: Историк Ондржей Гоуска работал и в чешских архивах президента Масарика, и в итальянских – в хранилище «Личного секретариата дуче» и в фондах так называемого «Особого трибунала по охране государства». Основным документом для Гоуски стал заключительный протокол итальянской полиции, в котором прослеживается вся деятельность депутата Занибони, а также тайные записи, сделанные на суде над Занибони тогдашним чехословацким послом в Риме Войтехом Мастным. Интересно и то, что чехословацкая социал-демократия никогда не опровергала информацию о денежной помощи итальянским коллегам. Но сам Занибони пришел к выводу, что его партия неспособна на решительные действия, и поэтому решил использовать эти средства по своему усмотрению - на покушение.


XS
SM
MD
LG