Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Владимир Гельман о политической ситуации в России после выборов


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие политолог Владимир Гельман.



Марк Крутов: В большинстве российских средств массовой информации освещение прошедших выборов постепенно сходит на нет. Несмотря на то, что официальные итоги ЦИК обнародует только в конце этой недели. Расклад политических сил в новом парламенте более-менее ясен. И пока партии анализируют проделанную работу, мы решили заглянуть в будущее и спросить экспертов и политологов, что ждет Россию с новой Думой дальше. Это дальше можно условно разделить на два периода - до грядущих весной следующего года президентских выборов и после них. Моим собеседником в этом разговоре стал известный петербургский политолог, профессор европейского университета Владимир Гельман.


Как изменится политическая ситуация в России после выборов в Госдуму, будет ли затишье до президентских выборов или каких-то кардинальных изменений стоит ждать еще до Нового года?



Владимир Гельман: Думаю, что основные решения касательно будущих президентских выборов будут приняты довольно быстро. Об этом говорит тот факт, что Путин уже анонсировал, что Государственная Дума должна очень скоро собраться на ближайшее заседание, не дожидаясь положенного по конституции 30-дневного срока. Я думаю, что в ближайшие недели мы узнаем, и что будет с президентскими выборами, и будет ли у нас новый президент или еще что-то будет со страной. Сегодня Путин получил, в общем, такой карт-бланш на любые действия, и, соответственно, как он распорядится этими возможностями, я думаю, кроме него пока никто не знает.



Марк Крутов: А какими-то другими законопроектами в этот период, в начале своей работы Дума будет заниматься?



Владимир Гельман: Я думаю, что сейчас будет решаться главный вопрос всякой революции, как учил нас Ленин, - вопрос о власти. А позже будут решаться все другие вопросы. Строго говоря, Дума и предыдущего созыва не обсуждала законопроекты всерьез, поэтому когда депутаты соберутся на очередное заседание, чтобы послушно проголосовать за то, что им скажет делать Кремль, строго говоря, не так важно.



Марк Крутов: Прошлая Дума все-таки запомнилась многим непопулярными в народе законами, такими, как, например, монетизация льгот. А перед нынешним составом парламента будут стоять какие-то задачи, которые могут войти в историю как самые непопулярные?



Владимир Гельман: Я думаю, во многом это связано не с тем, что делает парламент, а с тем, что делает и будет делать российское правительство. На сегодняшний день правительство отложило многие непопулярные реформы, как раз отложило именно в силу провала монетизации льгот, просто-напросто приостановило, перенесло их на более поздний срок, и так далее. Точно так же как в преддверии выборов были заморожены цены на некоторые продукты питания, и понятно, что по окончании выборного периода они пойдут вверх. Если говорить о таких принципиальных реформах, одной из самых сложных и довольно непопулярных, видимо, будет реформа жилищно-коммунального хозяйства, потому что, по сути, правительство как бы ведет дело к тому, чтобы переложить государственный долг на плечи российских граждан, не только заставить их выплачивать текущие платежи в полном объеме, но и платить за капитальный ремонт изношенной инфраструктуры. Я думаю, что эта реформа, особенно если она будет проведена в такие сжатые сроки, она вызовет довольно сильные проблемы, особенно в больших российских городах. Но когда будет правительство ее проводить, в какие сроки, я думаю, это станет понятно не раньше, чем решится вопрос о власти, вопрос о том, кто будет страной и какое место в системе управления займет нынешний президент России.



Марк Крутов: Вы говорите, что предыдущая Дума являлась просто органом, который утверждал решения правительства и президента. Возможно ли в ближайшие год-два изменение этой ситуации, перераспределение полномочий между парламентом, президентом и правительством, хотя бы в какой-то мере? Или все останется по-старому?



Владимир Гельман: Это будет зависеть от решений этого самого вопроса о власти. Я вполне могу себе допустить ситуацию, при которой, скажем, "Единая Россия" будет играть большую роль в формировании и состава правительства, и его политического курса. Тогда, естественно, можно ожидать и того, что Дума будет оказывать гораздо большее влияние просто посредством связи партийной, которой на сегодняшний день пока нет. В правительстве есть члены "Единой России", но их влияние определяется вовсе не партийной принадлежностью. Но, повторяю, это будет зависеть от того, захочет этого Владимир Владимирович Путин или нет. И на этот вопрос на сегодняшний день я просто не в состоянии ответить.


XS
SM
MD
LG