Ссылки для упрощенного доступа

Международная амнистия об отношении западных стран к России


Ирина Лагунина: Испанское отделение правозащитной организации «Международная амнистия» опубликовало на днях два доклада. В первом содержатся рекомендации, как бороться с неоправданным применением силы со стороны сотрудников правоохранительных органов по отношению к задержанным, а в другом – напоминание демократическим странам, в частности, Испании, что в своей внешнеполитической деятельности они обязаны последовательно отстаивать права человека. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: В докладе «Международной амнистии» говорится, что случаи жестокого обращения со стороны сотрудников силовых структур по отношению к задержанным и арестованным, факты избиений и даже пыток имеют место во многих странах. Однако в демократических государствах эти случаи тщательно расследуются властями, которые рассматривают их как вопиющее нарушение закона. Чтобы успешно бороться с неоправданным применением насилия, «Международная амнистия» рекомендует установить камеры наблюдения во всех отделениях силовых структур. Причем эти камеры помогают не только задержанным, но и силовикам, которых они ограждают от ложных обвинений в неоправданном применении силы. Говорит руководитель испанского отделения «Международной амнистии» и один из авторов доклада адвокат Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: Видеокамеры призваны защитить и задержанных и сотрудников – это своеобразная гарантия соблюдения закона для всех. Поэтому профессиональные союзы силовиков, как правило, не возражают против их установки. К примеру, в Стране басков, на севере Испании, видеокамеры уже установлены повсеместно – во всех отделениях полиции и жандармерии. После их установки стало меньше жалоб на действия правоохранительных органов. Кстати, на необходимости видеокамер настаивают не только правозащитники, но и Европейский комитет по предотвращению пыток. Об этом, в частности, говорится в одном из последних документов этой организации. Между тем, видеокамеры, хотя и важны, но способны решить лишь часть проблемы. Ведь они фиксируют происходящее лишь в помещениях. При этом известно, что злоупотребления могут иметь место и вне комиссариата. К примеру, в некоторых странах задержанных вывозят для расправы на пустыри.



Виктор Черецкий: В случае, если жестокое отношение – избиение или пытки - по отношению к задержанным все же имеет местно, «Международная амнистия» настаивает на проведении независимого расследования жалоб, поданных жертвами произвола. При этом расследование должны проводить компетентные лица, ни в коей мере не связанные с силовой структурой, в которой служат лица, подозреваемые в нарушении правил обращения с задержанными. Иначе не избежать корпоративного давления на следствие. Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: Существование независимого органа расследования – это основное в деле борьбы со злоупотреблениями в силовых структурах. Причем независимость от силовых ведомств должна быть полной, вплоть до особого финансирования. Расследовать нарушения должны следователи и полицейские, наделенные всеми полномочиями. Подобные органы уже созданы во многих демократических странах, потому что существовавшая до недавнего времени система внутреннего расследования полицией провинившихся коллег не срабатывала.



Виктор Черецкий: Существование независимого органа расследования не исключает инициативу, которую обязаны проявлять коллеги и начальники должностных лиц, допустивших нарушение. «Международная амнистия» настаивает, что руководство правоохранительных органов обязано, без указания сверху, по своей инициативе, проводить расследование каждого случая неоправданного применения силы и отстранять подозреваемых от работы. Вместе с тем, оно обязано оказывать медицинскую помощь пострадавшим. А последние должны иметь право выбирать врача по своему усмотрению для освидетельствования следов побоев или пыток. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов обязаны всякий раз представляться и не должны в ходе задержания закрывать лицо маской. Руководитель испанского отделения «Международной амнистии» Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: Руководство той или иной силовой структуры, узнав о проступках своих сотрудников, не должно дожидаться указаний от суда или прокуратуры, куда обычно поступают заявления от жертв произвола. Они должны самостоятельно принимать энергичные меры против виновных должностных сил. Кому-кому, а правоохранительным органам известно, что если совершено преступление, то его необходимо расследовать. Но сейчас во многих странах, если пострадавший сам не подает заявление, то уголовное дело о его избиении, как правило, никто не возбуждает. Так, что мы требует от правительств различных государств, чтобы они навели порядок в этой сфере, приняв соответствующие законы. Мы требуем от судов и прокуратур, чтобы и они сказали свое слово в данном вопросе.



Виктор Черецкий: Испанские правозащитники считают, что навести порядок и положить конец избиениям и пыткам со стороны правоохранительных органов, можно лишь в тех странах, где есть для этого политическая воля, то есть, желание властей покончить с неправомерными действиями тех, кому поручено охранять закон. Однако правительства некоторых государств не желают признавать важность этой проблемы и тем более принимать какие-то законодательные меры. Руководитель испанского отделения «Международной амнистии»:



Эстебан Бертран: Некоторые правительства не желают признавать существование проблемы как таковой. Разумеется, сейчас уже практически нет стран, где открыто поощряются пытки. Но неадекватное обращение с задержанными, к сожалению, по-прежнему существует. И даже, если речь идет об отдельных случаях, ни один из них не должен придаваться забвения. Ведь «практика забвения» ведет к безнаказанности.



Виктор Черецкий: «Международная амнистия» полагает, что по отношению к тем странам, где власти не торопятся положить конец произволу, где правоохранительные органы затягивают расследование случаев жестокого обращения с задержанными, а суды автоматически принимают сторону силовиков, необходимы действия общественности, как местной, так и международной. Испанский правозащитник:



Эстебан Бертран: Мы считаем, что задача общественности вскрывать и разоблачать случаи избиений и пыток, допущенных должностными лицами. Этим должны заниматься правозащитники и, в частности, наша организация, в том случае, если власти отказываются заниматься искоренением этих позорных явлений. Если в той или иной стране у общественности нет возможности оказывать давление на власти, то здесь особое значение приобретает международное давление. В любом случае, государства, где имеют место нарушения прав человека, должны знать, что им придется рано или поздно ответить за подобную ситуацию.



Виктор Черецкий: Развернувшаяся в последние годы в мире борьба с терроризмом, по мнению «Международной амнистии», обострила проблему применения к задержанным недозволенных методов воздействия. В некоторых странах, к примеру, в Великобритании, полиция получила право содержать подозреваемых под стражей, без предъявления им обвинения, продолжительное время. Но особое беспокойство международной правозащитной организации вызывает положение в России. Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: Борьба с терроризмом особенно сказалась в России. Она послужила предлогом для ограничения свобод и прав человека. Борьбой с террористической угрозой оправдываются многочисленные нарушения, включая избиение подозреваемых в принадлежности к незаконным вооруженным формированиям. «Международной амнистии» известны случаи неадекватного обращения с задержанными исламистами и на Западе. Однако, разница состоит в том, что здесь, как правило, эти факты придаются гласности и преследуются по закону, а в России во многих случаях они замалчиваются, не находят отражения в официальных документах и статистике.



Виктор Черецкий: Критика России содержится и во втором докладе «Международной амнистии» - с анализом внешней политики Испании. В нем осуждается забвение официальным Мадридом темы прав человека в его отношениях с Москвой. Так, организация сетует, что в ходе многочисленных встреч и бесед высшего испанского руководства с российскими представителями в последние годы вопрос о нарушения прав человека даже не поднимался. «Международная амнистия» напоминает, что, по ее сведениям, с 1999-го года в Чечне «пропало» от 3 до 5 тысяч человек. Российские правоохранительные органы, отмечается в докладе, добывают «признания» арестованных, нарушая их права. Они не сообщают родственникам о задержании, лишают арестованных права на защиту и медицинскую помощь. Специальному представителю ООН по борьбе против пыток было отказано в посещении Чечни.


Правозащитник Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: Мы считаем, что испанское правительство в своих внешних отношениях должно проявлять больше внимания теме прав человека. Особенно это касается наших отношений с Россией, Китаем и Кубой, где имеют место грубые нарушения основных прав и свобод.



Виктор Черецкий: В докладе «Международной амнистии» говорится, что в России преследуются правозащитники и правозащитные организации. Напоминается об убийстве журналистки Анны Политковской и чеченской пацифистки Зуры Битиевой, убийстве, которое было осуждено Европейским судом по правам человека. «Международная амнистия» упрекает правительство Испании в забвении всех этих фактов и в отказе предоставить убежище семье убитого в 2004 году чеченского правозащитника, имя которого в докладе не приводится.


Адвокат Эстебан Бертран посетовал также, что Испания, председательствуя в этом году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, не допустила правозащитников на состоявшуюся в сентябре в Вене конференцию ОБСЕ по вопросу о жертвах терроризма:



Эстебан Бертран: Испания зависит от поставок из России нефти, видимо, поэтому она отказалась допустить на конференцию представителей российско-чеченского общества дружбы, известного своей правозащитной деятельностью. Мадрид явно уступил давлению Москвы, которая обвиняет правозащитников в связях с террористами.



Виктор Черецкий: «Международная амнистия» утверждает, что в России применяются пытки по отношению к арестованным чеченцам, а посему предостерегает испанское правительство от выдачи российской стороне задержанного в Испании 33-летнего Мурата Гасаева, который обвиняется в терроризме и который в последние годы укрывался от российской прокуратуры в Испании. Организация призвала Мадрид сделать тему прав человека приоритетной на всех двусторонних встречах и международных форумах с участием России.


Причиной забвения правозащитной темы в отношениях с Китаем «Международная амнистия» также считает политические и экономические интересы Испании в этой стране. Между тем, в Китае, отмечает правозащитная организация, имеются политические заключенные, преследуются борцы за права человека, существует цензура в средствах информации, широко применяется смертная казнь даже за так называемые «экономические преступления». Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: С Китаем, где больше всего в мире применяется смертная казнь, Мадрид подписал двустороннее соглашение, предусматривающее экстрадицию из Испании граждан Китая, подозреваемых в совершении того или иного преступления. Мы осуждаем этот договор. Правда, в нем сделана оговорка, что высланные лица не могут быть подвергнуты смертной казни. Но кто будет проверять, убивают этих людей или нет? Известно, что в Китае казнят в год до восьми тысяч человек.



Виктор Черецкий: С большой долей скептицизма относится «Международная амнистия» и к попыткам Испании вести диалог с Кубой по проблеме прав человека. Еще пару лет назад этот диалог широко рекламировался испанским правительством. Тогда же правозащитники потребовали, чтобы в ходе диалога испанская сторона настаивала на освобождении узников совести, уважении свободы слова и собраний на Кубе. Однако ничего подобного в ходе переговоров достигнуто не было. Эстебан Бертран:



Эстебан Бертран: Диалог, конечно, вещь нужная. Но любой обмен мнениями бессмыслен, если заранее известно, что он не будет иметь результатов. Диалог ради диалога, создающий ненужные иллюзии, даже вреден. Мы – только за предметный и результативный диалог. На этот раз мы потребовали, чтобы в ходе переговоров с Кубой речь шла не только о жалобах этого государства на своих соседей, но и был поставлен вопрос о нарушении прав человека на острове. Мы хотим, чтобы Кубу посетил уполномоченный ООН по правам человека, ведь, к примеру, нашу организацию туда не пускают с 1978 года.



Виктор Черецкий: Руководитель «Международной амнистии» сообщил также, что после публикации докладов его организации по проблемам внутренней и внешней политики Испании, он и другие правозащитники были приглашены в парламент страны, где состоялся детальный разговор по всем пунктам, изложенным в упомянутых документах.


XS
SM
MD
LG