Ссылки для упрощенного доступа

"Трансперенси интернэшнл" представила в Москве доклад «Барометр мировой коррупции» за 2007 год


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Андрей Шароградский: Даже в богатых странах, коррупция больнее всего ударяет по бедным семьям - к такому выводу приходят эксперты влиятельной международной организации "Трансперенси интернэшнл". Накануне Всемирного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, "Трансперенси интернэшнл" представила традиционный доклад «Барометр мировой коррупции» за 2007 год. На его презентации в Москве побывала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова: Коррупция в России неизменно растет, доверие граждан властям, объявляющим антикоррупционные кампании, падает, взятки платят все, но даже в богатых странах коррупция больнее всего ударяет именно по бедным семьям... Таковы общие выводы, которые можно сделать из доклада, представленного сегодня в Москве директором Центра антикоррупционных исследований и инициатив влиятельной международной организация "Трансперенси интернэшнл" Еленой Панфиловой.



Елена Панфилова: Не зависит это ни от уровня доходов, ни от возраста. Правда, есть одна маленькая-маленькая тенденция, которую я даже не стала приводить, она очень слабенькая: женщины платят реже везде, во всех секторах. Женщины более пессимистично относятся к перспективам борьбы. Мужчины чаще верят, что удастся победить. Оптимистов по антикоррупционной части у нас в стране устойчивые 15% вот уже три года. Все остальные - абсолютно никаких прелестей не ожидают. И мне все время интересно: а это сколько проглотить придется? Потому что взятки, как вы знаете, растут. Если еще повысится, это сколько? Какой процент от наших зарплат мы будем выкладывать в кармашек этих замечательных наших слуг народа? В прошлом году тех, кто говорит, что действия власти эффективны, было 20%. Сейчас их всего 12. В прошлом году в этом был определенный смысл, потому что в начале 2006 года (и этому сопутствовал соответствующий пиар) была ратифицирована Россией Конвенция ООН против коррупции, было много всяких реляций, было много слов про борьбу с коррупцией, что вот-вот будет принят закон, вот мы сейчас сделаем, и граждане поверили, люди считали, что какая-то эффективность присутствует. Сейчас 50% считают, что, несмотря на все эти достаточно широко распубликованные аресты, возбужденные дела, это все неэффективно. 38% вроде видят, что власть что-то такое пытается предпринять, но не считает, что это поможет чем-то. Это такое "болото" людей, которые махнули рукой в сторону того, что власти делают по поводу противодействия коррупции.



Марьяна Торочешникова: Неэффективность борьбы с коррупцией в России председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов объясняет в первую очередь нежеланием самих чиновников что-либо менять в этой сфере, ведь для них взяточничество давно стало прибыльным и надежным бизнесом.



Кирилл Кабанов: Зачастую этот термин стал использоваться для внутриполитической внутриклановой борьбы, поскольку все граждане видят, что ситуация с коррупцией ухудшается. Есть заявления, есть имитация. Дело в том, что самый доходный бизнес в России - это коррупция. Год назад был отчет генерального прокурора, что рынок коррупции - 240 миллиардов долларов в год. Понятно, что коррупция - такой бизнес, в который в принципе ничего вкладывать не надо. Купил должность или получил ее - и дальше получай дивиденды. Этот бизнес стал эффективным, он поразил все. Самое главное - инфантильность общества. Общество не понимает реальной угрозы от коррупции. Оно воспринимает ее, как некую реальность, иногда даже удобную.



Марьяна Торочешникова: Эти слова отчасти подтверждает и директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернэшнл-Р" Елена Панфилова, которая, отвечая на вопросы журналистов, привела три основные причины, по которым россияне дают взятки...



Елена Панфилова: Есть группа людей, и к ним, наверное, относятся наиболее обеспеченные группы, которые дают взятки просто потому, что так легче жить. Вот на дороге… Не ехать в этот Сбербанк, который не известно где, или когда у тебя эвакуировали машину, вот зачем на какую-то Магистральную ехать, ты платишь на месте - у тебя все хорошо. Тебе надо перепланировать квартиру или получить какой-то пакет документов - ты платишь на месте, что там по закону написано, даже не интересуешься, просто тебе быстро, удобно, красиво. А есть группы людей, которые не могут решить эти проблемы просто потому, что иначе никак нельзя. Если тебя привезли со сломанной в трех местах ногой в больницу и оставили на каталке в коридоре, ты тут особо не выбираешь - платить или не платить, это не про удобство, комфорт, красоту и побыстрее, это просто чтобы тобой занялись и чтобы с тобой не случилось чего-нибудь худшего. Есть еще третья и, пожалуй, самая главная причина. Дело в том, что в стране абсолютно отсутствует политическая воля к контролю за этой низовой коррупцией. Нам действительно показывают каких-то крупных "оборотней в погонах" - это проблема, вот они берут большие деньги. Действительно, проблема. Но проблема поборов с граждан все чаще отодвигается на второй план: ну, о чем там идет речь, что 500 рублей, 1000 рублей... При этом людям не приходит в голову мысль, что ведь зачастую для многих людей эти 500-1000 рублей - последние или предпоследние. Соответственно, третья причина того, что люди дают, это потому что и дающая, и берущая сторона знают, что сверху никто не придет, по голове не настучит, гражданское общество в очередной раз скажет "ох", власть скажет "ну ладно, да, вот у нас есть отдельные недочеты на местах", и ничего не изменится.



Марьяна Торочешникова: В России лидирующие позиции по числу взяток по-прежнему остаются за правоохранительными органами, судами, представителями высшей исполнительной и законодательной власти. При этом отмечается тенденция к росту числа поборов в сфере образования и здравоохранения. Но даже и те отрасли, которые, по словам Елены Панфиловой, россияне считают наименее коррумпированными (речь идет о церквях и религиозных организациях), получили от граждан 2,5 балла из 5 возможных по уровню взяток.


Изменить эту ситуацию, по мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, будет возможно лишь при активном участии гражданского общества.



Кирилл Кабанов: Пока общество будет устраивать цинизм и вранье власти и бюрократии, до тех пор поменять ситуацию невозможно. Бюрократия сама себя никогда не вылечит, потому что коррупция - это основной заработок бюрократии, дополнительный, основной и очень перспективный для нее. И общество должно понять реальность угроз от коррупции, не удобство дать гаишнику за нарушение, а понимать, что когда пьяный водитель, например, дает деньги гаишнику, то беда можно коснуться вас. Когда тебе придется столкнуться с судом, а у тебя не будет денег, ты не получишь услугу по правовому обеспечению. Но самое главное, даже если ты заработал денег, и у кого-то появится желание деньги у тебя отобрать, в коррупционной системе это возможно, если у тебя нет системы защиты.



Марьяна Торочешникова: По мнению директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси интернэшнл-Р" Елены Панфиловой, доклад о ситуации с коррупцией в России, опубликованный именно сейчас, может помочь властям выбрать правильный вектор в борьбе с взяточничеством, а простым гражданам понять, насколько эффективны эти усилия.


Ну а пока, согласно данным исследования "Трансперенси интернэшнл", в России наблюдается, приблизительно такой же уровень коррупции, как в Хорватии и Венесуэле. Больше берут только на Африканском континенте.


XS
SM
MD
LG