Ссылки для упрощенного доступа

«Революционное богатство». Экономика ценностей без денег


Элвин Тоффлер представляет свою новую кингу в московском книжном магазине "Библио-Глобус"
Элвин Тоффлер представляет свою новую кингу в московском книжном магазине "Библио-Глобус"

В Москву на конгресс футурологов приехал знаменитый американский философ Элвин Тоффлер, автор книг «Метаморфозы власти», «Шок будущего», предсказавший появление Интернета, кабельного телевидения, клонирования животных и даже людей. Тоффлер представил в Москве новую книгу под названием «Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (Revolutionary Wealth: How it will be created and how it will change our lives). Она написана в соавторстве с его женой Хейди. Презентация состоялась в магазине «Библио-Глобус».


Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) — одни из немногих западных аналитиков, чьими советами пользовались руководители Китая и Михаил Горбачев. Тоффлер с женой был в составе небольшой международной группы интеллектуалов на Иссык-Кульском форуме 1991 года. Однако сегодня он признается, что они не делали никаких прогнозов о судьбе Советского Союза и представить даже не могли, что в России вообще когда-нибудь возникнут неправительственные организации: «Никто не может знать будущее точно. Нельзя быть совершенно уверенным, когда ты делаешь прогнозы. Шансы, операционные шансы в жизни меняют ситуацию. Любой, кто говорит, что он знает будущее точно — это несерьезный человек. С другой стороны, на самом деле, каждый человек предсказывает будущее. Потому что вы, может быть, сами предсказываете, что вы сегодня сядете за руль машины и куда-то поедете. А когда вы едете в машине, вы предсказываете — а вот оттуда может появиться другой автомобиль и так далее и тому подобное. Мы все время находимся в процессе постоянного предсказания, может быть, не всегда осознанно. И, может быть, различия между такого рода предсказаниями и нашими предсказаниями в том, что мы, конечно, оперируем гораздо большим периодом времени».


Новая книга Элвина Тоффлера «Революционное богатство» о том, что за последние пятнадцать лет полностью изменилось традиционное понимание экономики. Во-первых, изменилось представление о времени и пространстве. Время уплотнилось, стало более динамичным, это связано с ростом конкуренции. Но традиционные общественные институты — семья и образование — отстают от темпов роста производства на порядки, и в этом источник грядущего кризиса.


Пространство экономики тоже изменилось. Тоффлеры говорят о резком смещении вектора богатства и развития мировой цивилизации из Америки в сторону Китая, Японии и Кореи. Кроме того, количество людей, ежегодно пересекающих границы из страны в страну, адекватно всему населению планеты в семнадцатом веке. И это также меняет отношение к производству.


Третий «кит», на котором стоит теория Тоффлеров, — знание, информация стали основой экономики, и на информацию, в отличие от природных ресурсов, нельзя наложить абсолютную монополию.


И, наконец, четвертое: то самое «революционное богатство», которое и дало название книге — это неучтенный, бесплатный продукт, который каждый из людей производит, даже не замечая этого.


«Мы отмечаем быстрое развитие этого процесса, — говорит Элвин Тоффлер. — Появляется все больше людей, которые производят новые ценности без денег. Лучший пример здесь — программное обеспечение. Есть молодой парень, который сидит у себя в маленьком офисе в Финляндии. Ему не понравилась операционная система Windows у него на компьютере, и он придумал другую, лучше. Он сделал это не потому, что его кто-то попросил или заплатил за это, он совершенно добровольно сделал это. И потом он поместил ее в Интернете и сказал: кто может ее улучшить — пожалуйста, делайте. Она совершенно открыта. И это все было сделано без денег. И это испугало Microsoft, а китайское правительство приняло закон о том, что все государственные учреждения Китая пользуются только этой новой системой. И сейчас компании, которые создают операционные системы за деньги, делают различные приложение к программам и предусматривают возможности их развития. То есть люди начинают все больше работать вне зоны экономики денег и создают новые ценности, новый продукт в этой зоне. В частности, это видно в работе добровольцев.


Мы с женой как-то собирались на ужин с другом, он врач, и он позвонил и сказал: извините, не могу прийти, лечу в Малайзию, там пострадали дети от цунами. Он совершенно добровольно туда полетел, ему не платили.


Парадокс в том, что экономика денег создает технологии, которые повышают продуктивность работ, которые делаются вне зоны экономики денег. Раньше, чтобы измерить давление, мы ходили к врачу и платили ему за эту услугу. Теперь японцы придумали аппарат для измерения давления, которым человек может пользоваться самостоятельно. Или вот фотография. В годы моей молодости нужно было купить пленку в магазине, потом сдать ее обратно и ждать целую неделю, когда ее вернут с проявки. А теперь появилась цифровая фотография. Экономисты не могут просчитать ценность подобных вещей и поэтому говорят, что это неважно, а мы утверждаем, что это и есть самое важное».


Элвин Тоффлер признался, что в молодости увлекался марксистской теорией, но его собственная экономическая теория, включающая экономику денег и экономику ценностей без денег, имеет в виду и культурные, и социальные факторы. Без них, согласно Тоффлеру, не существует экономика будущего.


Элвин Тоффлер «Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь»


XS
SM
MD
LG