Ссылки для упрощенного доступа

В конкурсе по реконструкции Апраксина двора будет участвовать компания Олега Дерипаски


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Марк Крутов: Вечером 13 декабря в петербургском комитете по инвестициям и стратегическим проектам вскрыли конверты с именами претендентов на участие в конкурсе по реконструкции знаменитого Апраксина двора, памятника истории и архитектуры. Оказалось, что заявку на участие в конкурсе подали две компании - ООО "Главстрой СПб", принадлежащая Олегу Дерипаске, и ООО "Ренессанс Апраксин двор". Победитель будет объявлен в январе. О судьбе Апраксина двора рассказывает Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: С компанией "Главстрой СПб" все ясно - это Олег Дерипаска. Менее понятна вторая компания, но предполагается, что это союз шведской компании Ruric и Russian Land - это Шалва Чигиринский. Имена двух претендентов на реконструкцию знаменитой Апрашки выяснились, а вот что будет с самим комплексом, пока не ясно. Апраксин двор - это старейший квартал между Садовой и улицей Ломоносова, набережной реки Фонтанки и Апраксиным переулком. Исторически он делится на Щукин и Апраксин дворы. Купец Иван Щукин выкупил свой участок в середине XVIII века у графа Чернышева. Федору Апраксину императрица Елизавета в 1744 году пожаловала огромный кусок земли между Садовой и Фонтанкой. Об исторической ценности этой застройки говорит директор фонда "Спасение Петербурга" Александр Марголис...



Александр Марголис: Это плоть от плоти исторического центра. В списках Всемирного наследия ЮНЕСКО весь исторический центр Петербурга. Территория Апраксина двора - внутри этой зоны. Все это прописано в федеральном законе о культурном наследии.



Татьяна Вольтская: Торговля кипела здесь всегда. В начале XX века торговые лавки бурно перестраивались, у них появлялись третьи и четвертые этажи. Перед революцией здесь было 664 лавки. После перестройки торговля снова расцвета в Апрашке, но место это стало пользоваться дурной славой: густота мошенников и карманных воров на квадратный метр превышает все мыслимые пределы. Апрашку любят сравнивать с такими местами, как Сохо, Двор чудес или Чрево Парижа. Реконструкция необходима и неизбежна - это понимают все. Можно ли сносить какие-то из внутренних корпусов Апраксина двора? Александр Марголис...



Александр Марголис: Какие-то можно. Внутри главного периметра есть строения разного свойства, в том числе постройки утилитарные, советского времени. Но наряду с этим есть, конечно, и корпуса, которые имеют статус памятника и сносу не подлежат, а должны только реставрироваться.



Татьяна Вольтская: Понятно, что, учитывая горький опыт недавних реконструкций, а точнее, разрушений в центре города, мягко говоря, возникает сомнение, все ли, подлежащее бережному хранению, будет сохранено. Но есть и другие - вовсе не архитектурные проблемы. В Апраксином дворе есть арендаторы, а есть и собственники, вложившими в свои магазины немалые средства, и они до сих пор не знают своей судьбы. Говорит председатель совета директоров ООО "Первый корпус" Ирина Иванова...



Ирина Иванова: Учредили это общество "Первый корпус" и собственников "Первого корпуса" для того, чтобы бороться с постановлением правительства и стратегическими инвестпроектами, так как мы собственники и без нас, наверное, тоже какие-то решения приниматься не могут. Совершенно правильно правительство поднимает вопрос о том, что существует такой рынок - уличная торговля, которая, конечно, иногда бывает в безобразном виде на территории всего Апраксина двора.



Татьяна Вольтская: Против его перемещения на окраину города никто не возражает. Всего же здесь 57 корпусов или 78 зданий общей площадью 246 тысяч квадратных метров, 37% находится в частной собственности. Но собственники не знают, что с ними будет.



Ирина Иванова: Мы надеемся, что, во-первых, будет законодательным образом решен этот вопрос, либо будут предложены какие-то условия совместного участия в инвестициях Апраксина двора, либо предложат, может быть, какую-то замену. Во всяком случае, без участия собственников это сделать невозможно. Это первичный такой ход, это первая лакмусовая бумажка. Мы можем говорить о собственности гаражей, это все-таки временные сооружения, а говорить о памятнике и говорить о том, что собственности можно лишиться, такого в стране еще не было.



Татьяна Вольтская: Тем не менее, оснований для волнений достаточно.



Ирина Иванова: Понятие конкурса, когда существуют здесь собственники, у арендатора не совсем понятно. Организатором даже вот этих торгов... без собственника организовывать и проводить такие торги невозможно, это написано в законодательстве Российской Федерации. Мы подали несколько судебных исков на данное постановление правительства, которые как раз и регламентируют порядок конкурса. Написано в Гражданском кодексе, что организатором данного конкурса и данных торгов может быть собственник имущества. Если бы собственником имущества было бы только государство - да, мы с этим полностью согласны. В таком случае ему надо было выставлять на торги только те корпуса, которых он является собственником. Но все выставлено на конкурс вместе с собственностью частной.



Татьяна Вольтская: Единого мнения среди собственников нет - одни намертво держатся за старое место, другие хотят, чтобы им предоставили равноценное помещение в центре города, но пока ни тем, ни другим никто ничего не предложил. Они считают, что если их просто выбросят из Апраксина двора, тогда в России нужно отменить закон о собственности. Судебные иски собственников будут рассмотрены только 15 января.


XS
SM
MD
LG