Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Появление Владимира Путина в роли человека года журнала "Тайм" вызвало недоуменные комментарии. Белый дом требует сатисфакции от "Нью-Йорк Таймс". Американцы в ожидании рецессии


Юрий Жигалкин: Появление Владимира Путина в роли человека года журнала "Тайм" вызвало недоуменные комментарии. Белый дом требует сатисфакции от "Нью-Йорк Таймс". Американцы в ожидании рецессии. Таковые некоторые из тем рубрики "Сегодня в Америке".


Статус человека года еженедельника "Тайм" остается, несмотря на падение тиражей и влияние журнала, одним из самых заметных символом массового признания фигур мирового масштаба. И чем бы не обосновывали авторы и редакторы журнала свой выбор, предположения относительно того, что стоит за ним, неизбежны, особенно когда нынешний человек года - Владимир Путин - взял верх в борьбе за место на обложке журнала над Альбертом Гором и автором "Гарри Поттера" Джоан Роулинг.


Какие эмоции вызвало это решение журнала "Тайм" у Ричарда Пайпса, известного американского историка, бывшего советника президента Рейгана?



Ричард Пайпс: Я думаю, что для журнала "Тайм", как действующего лица информационного пространства, все-таки главный критерий - новостная значимость их героя. По этому пункту Владимир Путин действительно может претендовать на звание человека года. В том, что касается результатов его преобразований в России, я бы их рассматривал не в нейтральном, как это делает журнал, а в негативном свете. Потому что, по большому счету, Путин упустил историческую возможность продолжить преобразования, которые бы привели Россию в западный демократический лагерь, возможность, открытую его предшественниками. Что делает Путин? Он видит, что россиян, согласно всем опросам общественного мнения, совершенно не заботит, кто стоит у руля власти, что они там делают, если сильное правительство будет способно обеспечить стабильность в стране и привести ее к процветанию. Гигантская проблема заключается в том, что для того, чтобы достичь всего этого в будущем, России требуются кардинальные реформы, а не возвращение к прошлому. России требуется Петр Первый, а Путин явно не был способен к выполнению такой роли. К сожалению, он не является фигурой крупного масштаба. Я, честно говоря, не слышал из его уст ни одной свежей идеи, за исключением, пожалуй, признания необходимости развития рыночной капиталистической системы. Он говорит об уважении частной собственности, правда, до определенной степени. В том же, что касается его политических взглядов, они все в прошлом. Ему необходим контроль за средствами информации, в его правления критика власти стала смертельно опасным занятием. Это, на мой взгляд, не обещает ничего хорошего России.



Юрий Жигалкин: Иными словами, с вашей точки зрения, признание Владимира Путина человеком года журналом "Тайм" несет в себе скорее негативную коннотацию?



Ричард Пайпс: Да, его политика привела к ухудшению отношений России с Западом, и он шаг за шагом подавляет демократические свободы в России. Все это ужасно.



Юрий Жигалкин: Таково мнение историка Ричарда Пайпса. Интересно, что Владимир Путин воспользовался редчайшей возможностью дать интервью журналу в качестве человека года, для того чтобы обвинить США в том, что они пытаются принизить Россию и отвергают дружбу, предлагаемую Москвой. Именно эти заявления были вынесены информационными агентствами в заголовки сообщения об этом решении журнала "Тайм".


С крайне необычным требованием - взять свои слова обратно - обратился в среду к газете "Нью-Йорк Таймс" Белый дом. Администрация Джорджа Буша сочла, что газета вынесли в подзаголовок лживое заключение относительно одной из важнейших для Белого дома тем. Однако, как говорят эксперты, было бы лучше, если бы правительство не выясняло отношений с газетой.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Белый дом, Министерство юстиции и американские законодатели одновременно начали свои расследования действий ЦРУ после заявления его директора Майкла Хейдена об уничтожении в 2005 году видеозаписей допросов своих заключенных, по всей вероятности, связанных с "Аль-Каидой". По словам директора ЦРУ, записи были сделаны в 2002 году и через три года уничтожены, дабы не были раскрыты личности сотрудников, проводивших допросы. Однако законодатели и правозащитные организации заподозрили ЦРУ в попытке скрыть применение пыток. Газета "Нью-Йорк Таймс" сообщила, что четверо юрисконсультов Белого дома принимали участие в решении об уничтожении видеопленок, и что это показывает гораздо большую вовлеченность Белого дома. Из газетного материала неясно, дали ли юридические советники администрации добро на уничтожение пленок. Хотя, видимо, и не выступили против.


Представитель Белого дома по связям с прессой Дана Перино резко судила выводы газеты, будто бы правительство пыталось дезинформировать общественность. "Такое обвинение, - заявила Дана Перино, - пагубно и вызывает беспокойство". Поэтому Белый дом официально обратился к "Нью-Йорк Таймс" с настоятельной просьбой внести исправления в публикацию. Вот как прокомментировал это сотрудник американской общественной организации "Акуриси ин медиа", выступающей за правдивость публикуемой информации, Клиф Кинкейт.



Клиф Кинкейт: Я думаю, Белый дом так реагировал потому, что источником информации был кто-то в самой администрации Буша, в Министерстве юстиции или в ЦРУ с целью раздуть новый скандал. Газеты "Нью-Йорк Таймс" и "Вашингтон Пост" довольно часто оказываются в центре скандальных обвинений Белого дома в противозаконных действиях. В последние годы обе эти газеты фактически препятствуют антитеррористическим программам республиканской администрации. Такими действиями "Нью-Йорк Таймс" и "Вашингтон Пост" делают Америку более уязвимой для террористов.



Ян Рунов: Другой американский эксперт - Ричард Каплар, вице-президент Вашингтонского института прессы - добавил...



Ричард Каплар: Обычно правительство проигрывает борьбу с прессой.



Ян Рунов: Белый дом часто просит исправить или разъяснить то или иное опубликованное в прессе сообщение, но официальное, письменное и обнародованное заявление правительства по этому поводу - шаг довольно редкий.



Юрий Жигалкин: Президент Буш подписал в понедельник закон, который может превратиться в смертный приговор для лампочки накаливания, известной американцам как "лампочка Эдисона", а россиянам - как "лампочка Ладыгина". Новый закон, который официально называется "Об энергетической независимости и безопасности", предусматривает революционные, по словам законодателей, меры, которые могут помочь снизить потребление энергии в стране и сэкономить деньги потребителям. Среди прочего, в это билле содержится требование повысить на 30 процентов экономичность осветительных ламп - это барьер, который лампочка, изобретенная 125 лет назад, не сможет взять. Коэффициент ее полезного действия составляет всего 10 процентов, 90 процентов энергии превращается в тепло. В преемнике ее предлагаются флуоресцентные и галогеновые лампы, которые значительно дороже, но и экономичнее. Специалисты утверждают, что американцы, отказавшись от архаичных лампочек, сэкономят на оплате электроэнергии 18 миллиардов долларов в год. Уже в не столь отдаленном будущем привычные ныне лампочки станут в Америке раритетом. Они будут использоваться лишь для освещения содержимого холодильников, электроплит, их можно будет использовать в декоративных люстрах и светофорах старого образца.


Китайские государственные инвестиционные фирмы, воспользовавшись редкой слабостью американских финансовых фирм, скупают ставки в ведущих американских институциях. В среду Китайская инвестиционная корпорация, контролируемая правительством КНР, объявила о приобретении за 5 миллиардов долларов почти 10 процентов акций одной из старейших американских инвестиционных фирм "Морган Стэнли". Об этой сделке было объявлено в тот же день, когда легендарное учреждение заявило о беспрецедентной финансовой потере, "Морган Стэнли" был вынужден списать около 9,5 миллиарда долларов - столько стоили обесценившиеся инвестиции в ценные бумаги, обеспечиваемые ипотечными кредитами. Исторические размер финансовых потерь ведущих американских банков превратили их в объект интереса со стороны китайских и ближневосточных инвесторов и заставили некоторых законодателей с тревогой заговорить об опасном усилении влияния иностранных государств в финансовой системе США. Однако сами инвестиционные фирмы смотрят на иностранных инвесторов как на спасителей, они надеются, что эти капиталы помогут им пережить небывалый кризис на кредитных рынках.


Тревога, впрочем, не ограничивается Уолл-стрит. Согласно только что проведенному опросу, почти половина населения страны ожидает наступления рецессии. Специалисты говорят, что если экономический спад материализуется, это будет самая ожидаемая рецессия в истории Америки. Причем непосредственным толчком для нее могут стать эти самые предчувствия.


С подробностями Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Служба общественного мнения "Дзогби Интернешнл" совместно с информационным агентством "Рейтер" опубликовала результаты опроса, определяющего индекс оптимизма американских избирателей. В результате исследования выяснилось, что этот индекс за последние 5 месяцев повысился почти на 2,5 процента, прежде всего благодаря сведениям о постепенной нормализации обстановки в Ираке. Однако главным предметом озабоченности респондентов теперь стало состояние американской экономики, об этом заявляли опрошенные представители всех возрастных с этнических групп, сторонники как республиканцев, так и демократов. По сравнению с прошлым месяцем число ожидающих рецессии возросло почти на 3,5 процента и достигло 43,4 процента. Хотя более половины опрошенных назвали личное финансовое положение хорошим или отличным, только каждый пятый высоко оценил экономическую политику правительства.


Может ли предчувствие рецессии сбыться хотя бы потому, что американцы ее ожидают? Об этом я спросил самого президента службы опросов "Дзогби Интернешнл" Джона Дзогби.



Джон Дзогби: В зависимости от того, насколько оптимистичны или пессимистичны настроения в обществе в целом, каждый, соответственно, решает для себя, больше или меньше ему тратить денег. После того, как три последних месяца американцы то и дело слышали о вероятности наступления рецессии, нынешний предрождественский торговый сезон отмечен тенденцией к снижению потребительских расходов по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. В свою очередь, падение потребительского спроса - важный индикатор экономического спада. Общественное уныние по поводу экономической ситуации заставляет потребителя умерить свои расходы.



Аллан Давыдов: Что в такой ситуации экономической тревоги больше всего беспокоит американцев?



Джон Дзогби: Американцам нужно ощущение безопасности и стабильности. Сегодня больше всего говорят о необходимости иметь всеобщую медицинскую страховку, это наиболее выраженный симптом обеспокоенности экономической ситуацией. Многих представителей американского среднего класса угнетает сама мысль о возможности некоторого понижения их имущественного статуса. Люди также хотят быть уверенными, что и в дальнейшем они могут беспрепятственно получить в банке потребительский кредит или кредит под залог домашнего имущества. Владельцы жилья не желают его обесценивания, и, вероятно, стоимость их домов была искусственно завышена в период спекулятивного бума недвижимости последних лет. Но людям очень трудно совладать с ощущением, что их жилье сейчас стоит дешевле, чем прежде.



Аллан Давыдов: Многие американские экономисты и инвесторы предсказывают замедление экономического роста в четвертом квартале уходящего года и в будущем году. Свои ожидания они обосновывают падением активности рынка жилья, ужесточением условий кредитования и удорожанием продуктов питания и энергоносителей.



Юрий Жигалкин: Но при этом многие из тех же экономистов говорят об удивительной жизненной способности и неодолимом оптимизме американского потребителя, который не умерял вкуса к потреблению даже в худшие экономические времена и тем самым помогал экономике преодолеть их.


XS
SM
MD
LG