Ссылки для упрощенного доступа

Помочь демократии и миру на Северном Кавказе могут только международные структуры. Взгляд неправительственных организаций


Ирина Лагунина: Группа правозащитников и общественных деятелей создала Международный Комитет по поддержке и развитию демократии и мира на Северном Кавказе. Как считают активисты новой организации, российские власти почти потеряли контроль над процессами в этом регионе, но здоровые общественные силы ещё в состоянии спасти ситуацию. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Российское руководство в последние годы говорит о восстановлении контроля над Чечнёй, но на самом деле официальная Москва теряет весь Северный Кавказ, убеждены инициаторы создания новой общественной организации. Глава оргкомитета по проведению учредительной конференции Руслан Кутаев считает, что проблемы Северного Кавказа уже должны решать международные структуры.



Руслан Кутаев: Мы сегодня говорим, что проблема Кавказа давно не является проблемой самого Кавказа, российского государства – это давно уже международная проблема. В этой связи мы говорим, что проблемы Кавказа должны обсуждаться на международном уровне – это ПАСЕ, Совет Европы, ОБСЕ, ООН. Мы будем взаимодействовать, сотрудничать с комитетами и с комиссиями по различным направлениям – по беженцам, по демократическим институтам.



Олег Кусов: Инициаторы создания Международного комитета по поддержке и развитию демократии и мира на Северном Кавказе убеждены, что решение проблем региона откладывать уже нельзя.



Руслан Кутаев: Планировали провести летом 2008 года в Киеве. Но его востребованность сейчас настолько очевидна, что мы решили все свои усилия объединить и провести. Потому что то, что в 93-94 году было в Чеченской республике – эта ситуация один к одному повторяется сейчас в Дагестане и в Ингушетии. По этому поводу есть своя точка зрения, мы считаем, работа спецслужб, которые ни при каких условиях не хотят отпустить Путина, хотят, чтобы он дальше рулил и они так же заправляли бы государством, так же их совершаемые преступления прикрывались и так далее. То есть мы будем серьезнейшим образом будем противодействовать этим действиям власти в отношении народов Северного Кавказа, неправительственных организаций, различных социальных, национальных и религиозных групп на Северном Кавказе.



Олег Кусов: Идею создания новой общественной организации поддержала председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.



Людмила Алексеева: Нас беспокоит, что в Чечне успокоилось, а война расползается. В Дагестане и в Ингушетии сейчас ничуть не лучше, чем было в Чечне. А люди устали, уже не обращают на это внимания ни у нас в России, ни за рубежом. И эту опасность можно проморгать, это может оказаться огромный очаг, такая горячая точка, которая опасна не только для России, но и для всей Европы, вообще для всего мира. Мне нравится комитет тем, что он организован не из Москвы. Это люди на Кавказе собрались, причем собрались из разных республик, обеспокоенные одним и тем же – как бы это остановить.



Олег Кусов: Общественные лидеры предпринимают ещё одну попытку объединиться для решения ключевых проблем региона. Продолжает Руслан Кутаев.



Руслан Кутаев: Мы абсолютно не надуманно, а абсолютно точно обладая информацией, говорим: спецслужбы в последнее время делают все, чтобы стравить народы Кавказа. Мы делаем все для того, чтобы не допустить этого, потому что этот корабль под названием Кавказ, где он ни получил пробоину, в Осетии или в Карачаево-Черкесии или в Дагестане, корабль может быть потопленным. И осознание всех делегатов и участников этой конференции именно такое. Они понимают, что сейчас выжить Кавказ без большой войны, без больших потерь, уже сотни тысяч потерь имеется на Кавказе, еще больших потерь мы можем избежать только в одном случае – это народная дипломатия, это объединение своих усилий известных деятелей культуры, научной и творческой интеллигенции. И объединив свои усилия, мы сможем спасти свой дом под названием Кавказ.



Олег Кусов: Ситуация на Северном Кавказе опасна не взрывом, а постепенным разложением российских государственных институтов власти, предполагает сотрудник центра «Демос» АлександрМнацаканян.



Александр Мнацаканян: Котел, в котором как следует завинтили крышку, а температура никуда не исчезла, он греется и греется. Недаром показатели выборные безумные по Ингушетии, Дагестану и Чечне, они вызывают уже даже не ярость, а просто смех. Все хорошо понимают цену этим цифрам и все молчат. И вот это тихое объединение, тихое разложение, которое происходит, оно, я боюсь, что кончилось плохо, по-другому плохо, чем окончилось в Чечне. Это тихое разложение идет в государстве. Что такое государство? Это когда начальник видит, что подчиненному плохо и принимает какие-то решения. Да, это договор граждан с менеджерами высшими. Если менеджер на это дело принят и гражданин вынужден решать проблемы свои в обход государственных институтов власти – это самое натуральное разложение государства. Если сегодня для того, чтобы освободить людей, как в Ингушетии было, от незаконного задержания, не прокуратура приходит и говорит – отпустите незаконно задержанных, не президент республики говорит – отпустите незаконно задержанных, дядя, племянник или кто-то приходит и обходными путями все это делает – это значит, что завтра государства на Кавказе, российского государства существовать не будет. Это значительно страшнее, чем открытый взрыв, чем открытая травма, которая наблюдалась в Чечне.



Олег Кусов: И сегодня ключевые проблемы региона продолжают оставаться следствием нерешенного чеченского вопроса. В республике по-прежнему пропадают люди. В московской прессе, как правило, пишут о произволе в отношении простых людей со стороны кадыровцев, но и федеральные структуры, похоже, не намерены менять свою прежнюю практику. Так считает лидер чеченской общественной организации «Материнская тревога» Зайнап Межидова.



Зайнап Межидова: Пропадают в течение дня. Не проходит случая, чтобы пять-шесть человек в Чеченской республике ни убили или ни увезли или ни украли. У меня лично без вести пропавших 968, 158 людей, которых насильственно увезли. Под какими номерами, кто увез, когда увез. Эти люди не должны называться среди без вести пропавших. Мы обращаемся во все инстанции, эти матери бедные обходят от Грозного до Москвы, обращаются во все инстанции и обратно они приходят, обивая все пороги, приходят к нам. Безысходное положение, они не знают, к кому обратиться. Мы обращаемся во все инстанции. Из Ханкалы было несколько списков, в каждой яме они передавали, кого выводят, выкупают. Они приехали на заработки, 10-15 тысяч собирают, тогда выводят. Трупы покупают даже у военных.



Олег Кусов: Международный комитет по поддержке и развитию демократии и мира на Северном Кавказе намерен активно заниматься поиском и освобождением незаконно задержанных людей.


На учредительной конференции были избраны руководители комитета. Его председателем стал общественный деятель Руслан Кутаев, который рассказал о своих новых соратниках.



Руслан Кутаев: Одним из заместителей является верховный атаман казачества России, СНГ Козицын Николай Иванович. Это человек очень известный не только в политических кругах Российской Федерации, но и в казачестве зарубежья. Это человек, который осознает и откровенно говорит, что сегодняшняя власть Кремля пытается противопоставить горцев против казачества и что он сделает все, чтобы не допустить этого. Вторым моим заместителем избран доктор философских наук, вице-президент Северокавказской академии наук Алан Георгиевич Плиев. Это очень известный человек в российском правозащитном движении. Заместителем избран Горяев Аркадий. Он из Калмыкии, он возглавляет фонд под названием Реабилитация репрессированных народов и политических репрессированных. Еще одним моим заместителем является известный Станислав Дмитриевский. Занимается правовыми вопросами на северном Кавказе. Он сейчас готовит в ООН и скорее всего это будет инициировано в международный суд по преступлениям на Северном Кавказе.



Олег Кусов: Говорил лидер Международного комитета по поддержке и развитию демократии и мира на Северном Кавказе Руслан Кутаев.


Людмила Алексеева высоко оценила потенциал новой общественной организации. Она считает, что жители Северного Кавказа перестали доверять официальным властям.



Людмила Алексеева: Они говорят: от власти толку нет. Потому что власть может только прислать танки, разгромить кого-нибудь и чтобы поймать одного виноватого, перестрелять десять невиноватых. Люди там власти не верят, люди там власть боятся. Они уже не хотят с ней иметь дело, они рассчитывают на самих себя и на помощь гражданского общества. В этом замечательность этого комитета, мне это очень нравится. Там очень мудрые люди собрались. Причем, если вы посмотрите списки участников комитета, там с одной стороны, простые крестьяне, а с другой стороны студенты, а с третьей стороны бывшие заместители министров, начальники каких-то больших предприятий, каких-то прокуратур и так далее. То есть самые разные люди. И они хотят взять свою судьбу в свои руки и попытаться что-то делать. Властям уже перестали верить, а нам они еще верят. Мы, конечно, постараемся сделать все, чтобы им помочь.


XS
SM
MD
LG