Ссылки для упрощенного доступа

Польское мясо на российском рынке. Станет ли жизнь более сытной


Ирина Лагунина: Россия и Польша подписали в среду соглашение, отменяющее запрет на импорт в Россию польского мяса. Он был введен в ноябре 2005 года - Россия обвинила Польшу в нарушении санитарных норм, а также в реэкспорте мяса, закупленного в третьих странах. В ответ польские власти блокировали начало переговоров между Россией и Европейским Союзом о заключении нового соглашения о сотрудничестве и партнерстве.


Теперь польское мясо вернется на российский рынок. Тему продолжит Сергей Сенинский...



Сергей Сенинский: ... Запрет на импорт мяса из Польши просуществовал чуть больше двух лет. Россия стремится к заключению со странами Европейского союза – поставщиками мясной продукции отдельных, двусторонних соглашений. Со своей стороны, Европейская комиссия настаивает на том, чтобы Россия признавала общеевропейские правила, которые действуют и в Польше.


В целом какая доля рынка мяса и всех мясопродуктов в России приходится сегодня на импорт? И как она менялась в последние 2-3 года? Наш первый собеседник в Москве – заместитель руководителя аналитического управления инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Наталья Загвоздина:



Наталья Загвоздина: Если говорить о рынке мяса, в который входит как мясо птицы, так и свинина, говядина и продукты мясопереработки – колбаса и сосиски, то сейчас импорт составляет примерно 25% от потребления. Нужно сказать, что доля импорта сокращается, она составляла примерно 30% в 2003 году, до этого, естественно, была выше. Эта доля примерно сокращается на один процентный пункт в течение года каждый год. Потому что установлены ввозные квоты на мясо всех видов, поэтому потребление растет, а импорт ограничен этими квотами и доля его с каждым годом несколько уменьшается. Мы ожидаем, что к 2011-му году доля импорта далее сократится и, наверное, достигнет прмерно 20% от потребления.



Сергей Сенинский: Если иметь в виду весь российский мясной импорт по трем главным его категориям – мясо птицы, свинина и говядина – сколь велика в нем общая доля стран Европейского союза?



Наталья Загвоздина: Доля Европейского союза в общем импорте в курице составляет 17-18%, в свинине около 43-45, и в говядине около 47%.



Сергей Сенинский: А сколь значимыми для российского рынка мяса – говядины, свинины и мяса птицы - были поставки из Польши, пока их не запретили два года назад? Из Москвы – директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина:



Елена Тюрина: В целом из Польши поставлялось порядка восьми тысяч тонн мяса птицы, около четырех тысяч тонн свинины и порядка одной тысячи тонн говядины. Средняя доля Польши не превышает 0,5% от объема импорта мяса в Россию.



Сергей Сенинский: То есть доля Польши в общем объеме российского мясного импорта не превышала 0,5%...


Но квоты – еще не весь мясной импорт, отмечает Наталья Загвоздина.



Наталья Загвоздина: Импорт мяса в Россию, к сожалению, квотами не ограничивается, потому что есть такой «серый импорт» из стран СНГ и то, что попадает в Россию в обход квот. То есть если весь импорт в абсолютно тоннаже будет выше, чем квоты, которые официально разрешены российским правительством. Например, в говядине импорт практически в полтора раза выше, чем разрешенная квота.



Сергей Сенинский: В 2007 году разрыв между приростом собственного производства, например, молока в России и ростом внутреннего спроса на него, по экспертным оценкам, составит 1,5 раза – настолько общий рост спроса на молоко в стране (в первую очередь, на молочные продукты) опережает рост его предложения.


А на рынке мяса в России, если иметь в виду только три главных его сегмента – мясо птицы, говядина и свинина, сколь велик разрыв между ростом спроса и увеличением собственного производства? Из Москвы – Андрей Никитин, аналитик потребительского рынка из финансовой корпорации «Уралсиб»:



Андрей Никитин: На наш взгляд, о разрыве между ростом спроса и увеличением собственного производства говорить пока не приходится или уже не приходится. В течение последних двух лет, которые прошли с начала запуска национального проекта в сельском хозяйстве, производства мяса всех видов увеличилось в России приблизительно на 15%, в то время как российский рынок мяса вырос на 12,5%. Есть разница в 2,5%. За эти два года инвестиции в сельское хозяйство выросли где-то в десять раз и сейчас строится порядка двух тысяч животноводческих комплексов, что, по нашим оценкам, должно сократить долю импорта мяса с 32% в 2006 году до порядка 27-28% к 2010-му году. Однако вместе с тем в краткосрочной перспективе, особенно во второй половине 2007-го – начале 2008-го года мы ожидаем послаблений ограничений на импорт в рамках программы по снижению продовольственной инфляции.



Сергей Сенинский: Тем не менее, по каждому из трех сегментов рынка мяса в России доля импорта пока остается значительной...



Андрей Никитин: Россия пока не готова отказаться от импорта продукции животноводства. Отечественные переработчики предпочитают импортное мясо прежде всего из-за его более низкой стоимости, а также потому что оно более подготовлено к переработке. В настоящее время Россия импортирует порядка 40% потребляемого мяса птицы, 24% говядины и порядка 20% мяса свинины.



Сергей Сенинский: В каждом из трех сегментов мясного рынка России – в какой степени можно говорить о реальном «импортозамещении» в последние 3-5 лет? Наталья Загвоздина, компания «Ренессанс-Капитал»:



Наталья Загвоздина: Внутренний спрос между разными группами мяса тоже распределяется между свининой, мясом птицы и говядиной по-разному. Это зависит от цены за килограмм. Самая дешевая – это птица, поэтому потребление птицы растет наиболее серьезными темпами. Горизонт инвестирования в птице гораздо короче, чем в свинине и тем более, чем в говядине. Поэтому основные инвестиции в России, если посмотреть на пять лет назад, они были сделаны в производство курицы. Поэтому в курице импортозамещение видно наиболее серьезно. И к тому же, поскольку добавилось много мощностей по производству курицы, теперь есть возможность продавать свежий продукт, охлажденный, к которому россияне имеют предпочтение, вместо того, чтобы покупать замороженный продукт. Поэтому самый яркий пример – это, конечно, курица, за ней последует свинина, а инвестиций в говядину особо серьезных не делается. Поэтому, мы думаем, что там ситуация вряд ли изменится, как такового импортозамещения практически нет, а если есть, то оно происходит за счет домашних хозяйств и мелких фермерских хозяйств, а не за счет крупных производителей.



Сергей Сенинский: «Горизонтом инвестирования» эксперты называют тот период времени, который проходит от момента первых инвестиций в проект до получения первого килограмма мяса, готового для продажи. Для птицеводства он самый короткий – от нескольких месяцев до 1,5 лет. Для производства свинины – уже не менее 3-4 лет, а говядины – 5-7 лет. То есть пока в лучшем, с точки зрения привлекательности для инвесторов, находятся именно птицефабрики. Ну, а свинина и говядина? Андрей Никитин, корпорация «Уралсиб»:



Андрей Никитин: Мы ожидаем, что интерес инвесторов к производству свинины вырастет, так как доля свинины в структуре мясного рынка должна увеличиться по мере того, как, во-первых, растет спрос на свежее мясо в противовес замороженному. Опять же по мере роста доходов населения. А также есть устойчивые тенденции к росту спроса на полуфабрикаты за счет растущей потребности со стороны общепита, со стороны ресторанного питания. Совершенно очевидно, что поддержка государством производителя должна увеличиться в ближайшее время в преддверии вступления России в ВТО. В настоящее время российское государство компенсирует всего лишь 2% себестоимости производства мяса по сравнению с 25% в Европейском союзе и порядка 40% США. Нельзя сказать, что поддержка государства более благоприятна, более сильна в отношении одного из этих трех сегментов, но, конечно, производство говядины для государства приоритет еще и по той причине, что ощущается огромная нехватка молока.



Сергей Сенинский: То, что в России, как, впрочем, и во многих других странах, в последние год-два обнаружилась значительная нехватка молока, покупатели могли убедиться по неоднократно обновляемым в магазинах ценникам на молочные продукты...


Но вернемся к рынку мяса. В структуре внутреннего спроса на него в России каково соотношение трех главных сегментов?



Андрей Никитин: В настоящее время на говядину приходится порядка 32-33% общего спроса и должно снизиться где-то к 25% к 2010-му году. Однозначно высокими темпами растет потребление птицы. Сейчас это где-то 35%, но уже через два года эта цифра должна вырасти до 42-45%. Потребление свинины остается достаточно стабильным на уровне 31-32% от общего рынка.



Сергей Сенинский: То есть пока эти сегменты – почти одинаковы, по одной трети рынка...


В 2007 году цены на зерно в мире выросли вдвое. При этом известно, что в среднем для производства 1 кг говядины необходимо 8 кг зерна. Дорожает не только зерно, но и практически все остальные сельскохозяйственные продукты. На ваш взгляд, какое влияние это может оказать на каждый из трех сегментов рынка мяса в России?



Наталья Загвоздина: Если говорить по сегментам, то наиболее подверженным росту цен на зерно является сегмент по производству говядины. Потому что около 8 килограмм зерна на килограмм произведенной продукции. Гораздо меньше зерна разных сортов, примерно 2,4 килограмма нужно для производства килограмма свинины и еще меньше для птицы, меньше 1,3 килограмма. Корма являются самой крупной, больше 60% составляют во всей себестоимости производства, как свинины, так и курицы. Конечно, рентабельность производства падает. В это же время производители могут переложить часть повышения затрат на потребителя. Скорее всего будут расти цены. Мы видели, что в этом году росли цены на курицу в России, порядка 10%, на свинину 15%. Естественно, они не выросли так же быстро, как выросли цены на зерно, поэтому мы ожидаем, что, наверное, рентабельность производителей пострадает.



Андрей Никитин: Здесь прежде всего следует ожидать увеличения импорта свинины. Резкий рост цен на зерно привел к росту цен на комбикорма, которые выросли на 20-30% в России в этом году. Доля комбикормов в себестоимости мяса составляет порядка 50-70%. И эта ситуация может привести к тому, что до трети свиноводческих хозяйств России может уйти с рынка в случае, если они не смогут достаточно защитить себя от увеличения стоимости комбикормов. Такая же тенденция в целом справедлива и для сегмента производства мяса говядины, здесь также прослеживается тенденция к увеличению доли импорта. Что касается российской птицеводческой отрасли, то она, на наш взгляд, должна выдержать уровень цен. Доля зерна в структуре корма для птиц не превышает 25%, в отличие от первых двух. Более уверенно должны себя чувствовать крупные вертикально интегрированные холдинги, в структуры которых входят подразделения по выращиванию зерна и производству комбикормов. В целом ожидаем, что в 2007 году рост производства мяса птицы в России составит порядка 18-20%.



Сергей Сенинский: Урожай зерна в России в 2007 году составил 81,5 миллиона тонн, заявил в среду министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Это почти на 3 миллиона тонн больше, чем годом ранее. По оценкам министерства, около 12 миллионов тонн зерна из нового урожая Россия может экспортировать. Именно таким и был ежегодный российский экспорт зерна в среднем за последние 5 лет...


XS
SM
MD
LG