Ссылки для упрощенного доступа

США: первичные выборы начинаются


У айовцев собственная гордость. Сенатор Грассли (справа) продвигает свой проект закона о запрете на чудо-таблетки для спортсменов
У айовцев собственная гордость. Сенатор Грассли (справа) продвигает свой проект закона о запрете на чудо-таблетки для спортсменов

Политический класс США ожидает начала процесса отбора кандидатов в президенты от двух главных партий страны. За десять дней до открытия сезона первичных выборов предсказать их победителя невозможно. Предвыборный отбор начался еще год назад, сейчас он вступает в свою формальную стадию.


Первичные партийные выборы стартуют 3 января в штате Айова. Выборы в Айове начнут выстраивать кандидатов по местам. Чем меньше окажется здесь разрыв между кандидатами, тем острее будет борьба на следующих первичных партийных выборах в Нью-Гемпшире и Южной Каролине. Тогда начнется самое интересное.


За десять дней до партийных конференций никто среди республиканцев и демократов не утвердил себя в качестве однозначного фаворита – несмотря на уже потраченные ими десятки миллионов долларов. За последние недели казавшиеся еще недавно непотопляемыми Хиллари Клинтон и Рудольф Джулиани не только утеряли свое огромное преимущество над конкурентами, в некоторых штатах они уже им уступают.


В Нью-Гемпшире, где первичные выборы состоятся 8 января, Барак Обама догнал по популярности самого грозного своего соперника Хиллари Клинтон. Судя по результатам опроса, проведенного в штате гaзетой USA Today и службой Гэллапа, Барака и Хиллари в роли президента видят по 32% членов демократической партии. Бывший сенатор Джон Эдвардс отстает от них на 14%. У республиканцев в этом штате с 34% поддержки лидирует бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни. За ним следуют сенатор Джон Маккейн с 27% и бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани с 11%.


Первичные выборы в Нью-Гемпшире традиционно имеют особый вес – хотя население штата незначительно, а предпочтения его избирателей весьма слабо соотносятся со взглядами среднего американского гражданина. Дело в том, что они сразу же дают отсев кандидатов-аутсайдеров, а кандидаты-лидеры зачастую в итоге становятся партийными номинантами. Неожиданностью последнего опроса нью-гемпширцев стала значительная доля партийных активистов, которые пока не определились со своими предпочтениями. Профессор Университета штата Мичиган Уильям Ален, впрочем, не считает такую ситуацию необычной:


- Такое случается, особенно при так называемых выборах с открытым исходом, когда в число кандидатов не входят действующие президент и вице-президент. У Буша исчерпан лимит двух сроков, Чейни не выставил свою кандидатуру, и это открывает перед многими кандидатами возможность добиться поддержки партии. У демократов позиции сильнейшего кандидата Хиллари Клинтон с каждым днем ослабевают относительно Барака Обамы. В обеих партиях идет брожение. Обычно такие условия всегда повышают степень неопределенности в умах избирателей, что и отразилось на опросе общественного мнения.


Профессор Аллен отмечает, что нерешительность сторонников обеих партий имеет одинаковые корни:


- В критически важный момент, когда неясна программа дальнейшего развития страны, нет кандидатов, которые могли бы наиболее отчетливо ее сформулировать. Каждый пытается сформулировать свою собственную предвыборную тему, но ни одна из них в решающей степени не привлекает интереса избирателей. Вполне вероятно, что по мере того, как кандидаты будут больше сосредотачиваться на ключевых проблемах общества, общественное мнение будет концентрироваться вокруг этих проблем.


«У кандидатов действительно равные силы», - отмечает политический обозреватель Кенди Кроули. В первую очередь это замечание относится к демократической партии. У республиканцев контраст заметнее, указывает обозреватель Марк Мюррей: «Например, в вопросе о нелегальной эмиграции сенатор Джон Маккейн занимает более либеральную позицию, чем бывший губернатор Арканзаса Майк Хакаби. Хакаби выступает за полное реформирование иммиграционного законодательства. По вопросу об абортах за государственный счет бывший мэр Нью-Йорка Джулиани ближе к демократам, чем к другим кандидам-республиканцам. Среди демократических кандидатов такого контраста нет. По всем основным проблемам они согласны друг с другом на 97-98%. Разница между ними состоит больше в том, кто по своему характеру может быть лидером, чем во взглядах на сами проблемы».


Аналитик Кенди Кроули отмечает, что положительным моментом этой ситуации является высокая лояльность демократического электората: «Последние опросы показывают, что избиратели-демократы вполне удовлетворены составом ведущих кандидатов; кто бы ни был утвержден в качестве единого партийного кандидата, они не перебегут в лагерь республиканцев, как это было во время избрания [Рональда] Рейгана. Каждый из кандидатов-демократов говорит, что пришло время все поменять. Но кто из них лучше сможет это сделать?»


XS
SM
MD
LG