Ссылки для упрощенного доступа

Приговор бывшему владивостокскому мэру


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова и Сергей Соколов.



Кирилл Кобрин: В понедельник во Владивостоке огласили приговор бывшему мэру города Владимиру Николаеву: суд признал его виновным в злоупотреблении должностным положением и приговорил к 4,5 годам лишения свободы условно. Эксперты называют дело Николаева показательным и говорят о том, что эпоха мэров как самостоятельных политических игроков давно закончилась. Бывший глава Владивостока Виктор Черепков заявил Радио Свобода, что дело Владимира Николаева - это очередной виток передела собственности и власти в городе.



Любовь Чижова: Дело бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева суд рассматривал с февраля этого года. Пока глава города находился в изоляторе временного содержания, у него родился сын. Владимира Николаева лишили права три года занимать руководящие должности. Подробности - у корреспондента Радио Свобода во Владивостоке Сергея Соколова.



Сергей Соколов: Опальный мэр Владивостока находился в СИЗО 10 месяцев. Он признан виновным в превышении должностных полномочий и злоупотреблении ими. Судебная тяжба тянулась бы и дальше, но на прошлой неделе Владимир Николаев признал свою вину по всем пунктам обвинения, предъявленными следствием, и готов принять наказание суда, если оно будет справедливым. После завершения судебной тяжбы Владимир Николаев не скрывал своего удовлетворения.



Владимир Николаев: Что касается приговора, я не хотел бы сегодня этот вопрос обсуждать. Период времени был не очень легкий. У нас произошло пополнение, родился сын, ему три месяца. Наверное, поеду в семью. Нужно все-таки обнять, посмотреть на ребенка. А потом, я думаю, увижусь с друзьями.



Сергей Соколов: Государственный обвинитель требовал приговорить Владимира Николаева к 5 годам лишения свободы. Адвокаты подсудимого настаивали, что это слишком суровое наказание для их подзащитного, и просили назначить мэру наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч рублей. Суд Ленинского района признал Владимира Николаева виновным и приговорил его к 4,5 годам условно, а также запретил занимать руководящие должности в течение трех лет. Общий ущерб от действий Николаева, причиненный бюджету города, составил 13,3 миллиона рублей. Как сообщили журналистам адвокаты Николаева, мэр возместил часть расходов УВД Приморского края за незаконное сопровождение его служебного автомобиля. Адвокат Николаева Ольга Коровина заявила, что приговор его подзащитному воспринимает нормально.



Ольга Коровина: В данном случае прокурор просил 5 лет лишения свободы, адвокаты просили применить в отношении Николаева штраф. С точки зрения закона и конституции санкция статьи предусматривает наказание, но суд вправе применить статью 73-ю. Поэтому я считаю, что это достаточно справедливое решение и не такое мягкое, как вам кажется.



Сергей Соколов: В течение 10 дней стороны могут опротестовать решение суда. Однако, как заявили представители защиты, никаких ходатайств они подавать не намерены. Мэр после оглашения приговора освобожден из-под стражи в зале суда под подписку о невыезде. Также ему определён испытательный срок в три года.


Досрочные выборы мэра Владивостока пройдут до июля 2008 года. Уже называется дата - 2 мата. Вообще назначить досрочные выборы мэра имеет право гордума, муниципальная избирательная комиссия или суд. Хотя точная дата досрочных выборов градоначальника пока неизвестна, в политических кругах Приморья уже начался предварительный кастинг потенциальных кандидатов.



Эксперт центра Карнеги Николай Петров считает, что в деле Владимира Николаева перемешались экономика и политика, и российским мэрам дан новый сигнал: только правильное поведение может защитить их от ответственности за правонарушения, которые почти неизбежны в деятельности любого чиновника.



Николай Петров: Я думаю, здесь все совпало. С одной стороны, действительно, Владивосток и по возможностям своим, как портовый город, и как город на диком Востоке, можно сказать, в довольно сильном криминально-бизнесном окружении много искушения дл любого и чиновника, и тем более бизнесмена, который приходит в чиновники, собой представляет. С другой стороны, очевидно, что на Дальнем Востоке, в Приморском крае начата такая массовая кампания по борьбе с преступностью и коррупцией, в том числе и в связи с теми большими инвестициями, которые сюда уже идут и тем более пойдут в будущем. И в этом смысле дело Николаева как бы символично для мэров вообще и символично для региона. То есть здесь совпало многое.



Любовь Чижова: Что должно показать это дело другим мэрам?



Николай Петров: Мне кажется, другим мэрам показывают, скорее, другие дела - мэра Томска, мэра Архангельска, мэра Волгограда - показывают им, что эпоха мэров как самостоятельных политических игроков ушла в прошлое. И сейчас мэр либо является непосредственным участником команды губернатора и занимает не политическое, а скорее, такое подчиненное, административное положение, либо, действительно, он многим рискует. И мы понимаем, что мэры, как и любые руководители, в том числе и хозяйственные руководители вообще, они, безусловно, в целом ряде случаев могут и нарушать какие-то установленные порядки, в том числе и потому, что сами эти установленные порядки достаточно противоречивы. Если посмотреть, допустим, на случай мэра Николаева, мы увидим, что при целом ряде серьезных обвинений, которые звучали в его адрес, по которому его, собственно, осудили, оно не представляется таким реально криминальным. Оно показательное и для Дальнего Востока, и для мэров как класса.



Любовь Чижова: Владивостока Виктор Черепков уверен, что в городе начинается новый виток передела власти и собственности, и мэр Николаев стал одной из жертв этого передела.



Виктор Черепков: Смысл всего этого уголовного дела заключался только в одном: отстранить Николаева от занимаемой должности и не дать возможности участвовать три года во властных структурах. Все это связано не с тем, что идет борьба с преступностью, за торжество закона, а идет передел власти уже внутри той системы полукриминальной, которая приходит сегодня все больше и больше в регионах, а в Приморье она уже длительное время, к властному рулю. В принципе, за то, что ему инкриминировали, я с приговором согласен, потому что за эти натянутые основания больше и не следовало бы. Конечно, бесспорно, были другие момент, за которые можно было бы значительно строже наказать, но они здесь не рассматривались, видимо, по той причине, что слишком глубоко потом все пойдет, и пойдут по этому же делу те, кто и заказывал именно это дело.



Любовь Чижова: Виктор Иванович, почему Владивостоку так не везет с мэрами?



Виктор Черепков: Если с мэрами не везет, здесь идет передел города Владивостока. В этом переделе участвует в какой-то степени и заинтересованная часть московского бизнеса, для которой эта система Владивостока как открытых ворот, она имеет очень большое значение. Из 28 переходов пограничных в Приморье только один - государственный, а 27 - в частных руках. Будет у власти честный человек или управляемый человек - это имеет большое значение. Поэтому люди типа Черепкова здесь никогда не будут держаться во власти. Тогда почему же такие люди, как Николаев, тоже не держатся? Речь идет о переделе.



Любовь Чижова: Не захотел делиться?



Виктор Черепков: По-моему, Лившиц еще говорил, что надо делиться.



Любовь Чижова: Говорил бывший мэр Владивостока Виктор Черепков.


XS
SM
MD
LG