Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Реконструкция Апраксина двора: «Мы убиваем курицу, несущую золотые яйца»


Защитников Петербурга пугает, что за реконструкцию старого центра взялись классики европейского хайтека

Защитников Петербурга пугает, что за реконструкцию старого центра взялись классики европейского хайтека

Победитель в конкурсе проектов по реконструкции старейшего рынка Санкт-Петербурга - Апраксина двора будет объявлен через месяц. А сейчас проекты участников конкурса выставлены в зале инвестиционных проектов на площади Островского. В реконструкцию предполагается вложить 10 миллиардов рублей, но потенциальные инвесторы уже заявили, что готовы потратить на проект гораздо больше. Реконструкция Апраксина двора должна завершиться через пять лет.


Два конкурирующий варианта реконструкции Апраксина двора были представлены в Санкт-Петербурге на прошлой недели. Оба проекта принадлежат британским архитекторам - Норманну Фостеру и Крису Уилкинсону.


Норман Фостер уже выиграл один архитектурный конкурс в Петербурге - на реконструкцию Новой Голландии, и вот теперь явил миру свой новый проект, акцент в котором сделан на подземные галереи и низкие пространства. Он предполагает мощное логистическое развитие всей территории Апраксина двора, которое свяжет его подземными тоннелями со станциями метро «Сенная площадь» и «Гостиный двор». Добраться до этого исторического места можно будет за пять минут.


Вместо многочисленных корпусов, которые занимают территорию двора сегодня, (причем часть из них тоже является памятниками архитектуры), взору предстает огромная Яблочная площадь, построенная в виде амфитеатра. Летом там будет концертная площадка, зимой - каток. Кроме размещения 168 тысяч квадратных метров торговых площадей, этот проект предполагает строительство детского музея, театра, выставочного комплекса и гостиницы.


Если проект Фостера не входит в большие противоречия с окружающей средой хотя бы в отношении высоты зданий, то проект Уилкинсона выглядит просто футуристически. Крис Уилкинсон не собирается радикально переустраивать внутреннее пространство Апраксина двора, зато предлагает накрыть его «воздушным облаком» из стеклянных снежинок. Причем этот купол протянется не только над пешеходной зоной комплекса от Садовой улицы до набережной Фонтанки, но и над самой Фонтанкой.


Купол представляет собой высокий навесной мост из стеклянных трубок, очень легкий, подвешенный на стальных прутьях. Кроме этой футуристической конструкции, Уилкинсон предполагает возвести около 90 тысяч квадратных метров офисных помещений, 95 тысяч квадратных метров торговых площадей, а также музеи, театры и отель на 300 номеров. Именно этот проект, в основном, в части перекрытия Фонтанки около Чернышева моста, привел в недоумение директора фонда «Спасение Петербурга» Александра Марголиса:


«Давайте вспомним историю с куполом "Новой оперы". Уже вовсю упрощают, и доупрощают я не знаю до чего. Так что сама по себе такая конструкция выглядит, на мой взгляд, просто цитатой из классической бумажной архитектуры и плохо связана с действительностью. Но даже если они что-нибудь такое гениальное придумали, с этими тросами и так далее, это, естественно, абсолютно неприемлемо в двух шагах от улицы зодчего Рости и набережной Фонтанки. Этот элемент взрывает и просто курочит центр. Здесь, конечно, надо искать более деликатное решение. Я вовсе не сторонник классической архитектуры во всех случаях жизни, но то, что я пока слышал, видел, вызывает ужас».


Для осуществления проекта Уилкинсона потребуется снести здание Лениздата на набережной Фонтанки, но об этом неуклюжем творении времен застоя никто не жалеет - жалеют саму набережную: «Какой мост-перекрытие рядом с Чернышевым мостом? Это один из лучших, классических видов Петербурга. Перспектива на голубые купола Троице-Измайловского собора, с этим ритмом мостов? Убийство этой перспективы, этого ансамбля равносильно вторжению на центральные площади Петербурга», – считает Александр Марголис.


Кроме того, защитника города пугает, когда классики европейского хайтека берутся за разработку проектов для центра Петербурга: «Особенно английские. Вы знаете, как беспощадно они расправились с собственной столицей. Я считаю, что наших студентов надо вывозить в Лондон и показывать с моста Ватерлоо, как не надо работать в историческом городе».


А вот главу архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» Евгения Герасимова английские архитекторы-модернисты не пугают: «А почему нет? Профессиональные люди. В жизни бывает все, если это уместно, если это талантливо», - считает он.


К сохранению рядовой застройки центра Евгений Герасимов относится гораздо спокойнее, чем многие сторонники неприкосновенности старого города: «Если бы мы сохраняли все, город был бы сейчас деревянным на каменных подвалах, как в начале XIX века. Что-то надо сохранять, а что-то не нужно. У нас есть удачи, есть неудачи, как и везде. К удачам я отношу, например, Казанскую, 5. Я считаю, что это большая удача».


Центр Петербурга нужно оставить в покое, считает председатель Совета по охране архитектурного наследия в Союзе архитекторов Дмитрий Бутырин: «Пора уже прекратить это уничтожение центра. Площадь центра - всего каких-то 3% от площади города. Это то, чем мы сегодня можем еще как-то гордиться. Мы убиваем курицу, которая несет золотые яйца».


XS
SM
MD
LG