Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Итоги уходящего телевизионного года


Анна Качкаева : Все итоговые программы отчитались сюжетами о новой «команде мечты» – так теперь именуют тандем Владимир Путин - Дмитрий Медведев. На минувшей неделе на экране зажглась еще одна звезда. Впервые в истории современного телевидения героем лирико-производственного портрета формулы безопасности стал глава ФСБ Николай Патрушев. Это сентиментальное произведение в домашне-семейном интерьере показали в день рождения грозной службы, которую возглавляет главный герой. Такой телевизионной чести раньше удостаивался только глава КГБ Юрий Андропов, писавший на досуге стихи.


Прелюбопытнейшая история с литературными экранизациями классики приключилась на минувшей неделе. «Бесов» по Достоевскому и «Чонкина» по Войновичу впервые показали не большие каналы, так гордящиеся своими репутационными проектами, а сетевое «Рен-ТВ» - в воскресенье прошли восемь серий «Чонкина» - и уж вовсе периферийный канал «Столица» показал сериал «Бесы». Верховенский с компанией вели диалог на фоне рудиментарной рекламы – бегущей строки с объявлением какого-то тендера в одном из столичных административных округов и дивой, представляющей магические талисманы. Соседство текста и контекста выглядело экстравагантно – с подтекстом. К тому же сериал исполнен в архаической эстетике телеспектакля. Павильонные декорации еще больше добавляли фантасмагории и условности происходящему на экране. Тем не менее, в малобюджетном произведении режиссера Феликса Шультиса есть атмосфера и знание предмета. В сериале показана отсутствующая в тексте глава «У Тихона» с исповедью Ставрогина и просто отличные актерские работы Купченко в роли Варвары Петровны, Стычкин – в роли Петрушеньки Верховенского, и любопытен Ставрогин Юрия Колокольникова. Но серьезнейший и нужный разговор о либерализме и нигилизме, о национальных корнях и западничестве, о мировоззрении поколений отцов и детей, о трагедии раздвоенности и духовного провокаторства, о потребности перемен в человеке, об этой опасности и о тех, кто знает, как надо, этот разговор после сериала, конечно же, не состоится, к сожалению. Зрители вряд ли сериал заметят.


Еще несколько любопытных и в чем-то даже знаковых телевизионных событий будут завершать этот календарный год. Киноканал «ТВ3», всю минувшую осень дрейфовавший в сторону мистики и страшилок, в канун праздников предложит зрителям программу «Продавцы страха». Теперь страшный розыгрыш можно будет заказывать, а специалисты по испугу будут показывать, как они все это проделывают. А вот новогодний эфир англоязычного российского канала « Russia today » впервые будут транслировать для американских празднующих, которые традиционно собираются у экранов «Наздак» и «Рейтерс» на Таймс-сквер в Нью-Йорке встречать новый год.


Итак, итоги уходящего года мы сегодня подводим с моими коллегами: Ариной Бородиной, обозревателем газеты «Коммерсант» и Юлией Лариной, обозревателем журнала «Огонек». Вам, уважаемые слушатели, мы задаем простой вопрос: назовите главное событие 2007 уходящего года. По-вашему, что для вас было самым интересным, знаковым, определяющим не только телевизионную жизнь, но и, может быть, что-то объясняющим про жизнь не виртуальную.


Арина, Юля, с чего мы начнем? С информационно-публицистически-документального или с художественного и развлекательного?



Арина Бородина: Мне, признаться, все равно.



Анна Качкаева : А вам, Юль?



Юлия Ларина: Мне тоже, но, наверное, по смыслу надо начать с серьезного.



Анна Качкаева : Тогда с информационно-документально-публицистического. Арина, вам слово.



Арина Бородина: Вы имеете в виду событие календарного года?



Анна Качкаева : Да.



Арина Бородина: Тут ничего нового особенно не произошло. Пейзаж остался прежним. Три канала федеральных, где есть новости, показывают, как правило, одну сторону жизни, не представляя второй альтернативной точки зрения. Речь не идет обязательно о том, чтобы показывать оппозиционеров. А просто второе альтернативное мнение, а оно всегда, безусловно, есть в каждой политической ситуации, социальной и любой другой, ее мы на экране практически не видим. Есть канал «Рен-ТВ», где по-прежнему выходят, на мой взгляд, очень качественные новости и программа Марианны Максимовской «Неделя», где хотя бы можно увидеть интервью, услышать какую-то иную точку зрения на те или иные события, на выборы, например, на итоги выборов в Государственную Думу, на операцию «преемник» и так далее. Потому что у нас на федеральных каналах такая тишь да благодать в информационном эфире. Пропаганда по-прежнему очень ярко представлена. Даже по пальцам называть какие-то сюжеты. Мне кажется, самым красноречивым в этом смысле, как ни странно и алогично, была выборная ночь, когда впервые, по-моему, на телевидении либеральные партии СПС и «Яблоко», как бы к ним ни относился кто, сколько бы процентов они ни получили, но все-таки это старейшие партии в стране, и не было даже представлено слова, показаны они были совсем мелко, очень поздно ночью. И в общем, страна о результатах этих партий не узнала. Если кто-то скажет, что а что показывать партию, которая получила 1,5-2%, извините, партия Михаила Барщевского получила немногим больше – меньше 2%, тем не менее, ее лидер господин Барщевский очень активно мелькал на экранах всех трех федеральных каналов. Только потому, что его партия считается согласованной и одобренной в Кремле. Собственно, для этого она и создавалась, чтобы размыть правый электорат какой-никакой. Можно массу примеров за этот год вспоминать.



Анна Качкаева : Забавно, что я просто обратила внимание и советую тем, кто интересуется телевидением, сегодня в «Коммерсант-Власти» (Арина готовит это уже седьмой год) итоги телевизионного года, говоря о событиях, проектах и программах подводят ведущие популярные основных программ на основных каналах. Здесь сегодня и Петр Толстой, и Андрей Кондрашов, и Глеб Пьяных, и Михаил Шац, Анна Прохорова, Марианна Максимовская. Вот они подвели итоги этого года в журнале «Коммерсант-Власть». И любопытно, что никто Арина, как вы, об этом не говорят. Разве что Михаил Шац, ведущий программы «Слава Богу» на СТС, все-таки вспоминает телевизионные трансляции восьмого съезда и форума сторонников Владимира Путина, обозначая их как знаковые трансляции и, конечно, ставит это в ряд телевизионных событий года.



Арина Бородина: Нет, этот вопрос можно комментировать очень долго. Многие не говорят о том, что на самом деле есть. И всегда в этих опросах люди, безусловно, хотят предстать лучше, наверное, чем они есть. Но, безусловно, я с трудом себе представляю… Андрей Кондрашов на мою просьбу все-таки отметить какие-то недостатки любые, даже необязательно политические, понятно, потому что люди поставлены в определенные правила и условия, он отказался это сделать. И на мой взгляд, это очень красноречиво, потому что понятно, телевидение – это большая единая корпорация, в которой все друг за друга, особенно на каналах государственных. Но все-таки, на мой взгляд, иногда имеет смысл подняться над всеми этими штампами и принятыми условиями и какие-то вещи назвать, пусть даже без имен, без фамилий и без названия канала. Например, Толстой нашел удачную формулировку, то есть все понятно, о чем говорит, но не называет кто конкретно.


Чем, кстати, забавен этот хит-парад? Там по сути есть все так или иначе заметные события этого календарного года. И вот среди документальных проектов, если мы говорим еще и о публицистике, я бы, безусловно, отметила проект Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР». На мой взгляд, это просто блистательная работа, правда, она была несколько купирована. Но тем не менее, она очень значима для телевидения. Жаль ее показывали в июне, а не в середине года. Я бы, конечно, по-прежнему отметила «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе. Я сознательно называю проекты, которые видели большинство зрителей. Они выходили оба на канале «Россия», это все-таки охват очень большой. Поэтому эти две вещи все-таки были очень важными. И слава Богу, что они еще выходят. Потому что как такового документального кино в эфире в этом году уже не было. Это такие штампы, кальки, трафареты, которые сделаны по единому принципу и практически сливаются в одну массу с голосом Сергея Чонишвили – актера, который озвучивает эти документальные фильмы так называемые. Но вот эти две работы я бы, конечно, отметила, безусловно.



Анна Качкаева : Юлия Ларина, вам слово.



Юлия Ларина: Главный итог года телевизионного совпал с итогом года политического, с итогом парламентских выборов. То есть не массовые проекты, программы, в которых есть свободомыслие и неофициальная точка зрения, а также умные сериалы и кино, они практически не способны преодолеть 7-процентный рейтинговый барьер. Удел тех, кто хочет чего-то другого, как и в политике, часто один-два процента. И этот год это подтвердил. Главное событие вроде бы этого года это выборы в парламент. Но как ни странно, это главное событие не сильно повлияло на эфир. То есть программы прайм-тайма не подвинулись, не уступили место этому главному событию. Дебаты проходили или в семь утра, или поздно вечером. Не было создано фактически ни одного общественно-политического формата, в котором бы эта парламентская борьба, если ее можно борьбой назвать, обсуждалась. И даже те программы, которые вроде бы относятся к общественно-политическим, они тоже не сильно уделяли место этим выборам. Поэтому главной темой эти выборы, как ни странно, не стали. Что касается в принципе общественно-политических программ и новостных программ, то, к сожалению, все меньше уже проектов, которые не стыдно смотреть, когда ты как зритель не чувствуешь неловкости от своей причастности к тому, что происходит на экране. И я, как Арина, тоже отметила Марианну Максимовскую и работу канала «Рен-ТВ».



Анна Качкаева : В общем, итог понятный. Много говорить про это, может, уже и смысла не имеет, потому что и хит-парад по версии телеведущих 2007 года, сюда включены два сериала, один канал, один проект. Все остальное – это развлечения. Поэтому нормально, что мы переходим к тому, что называется развлечением, главным и основным понятием минувшего, как, впрочем, уже и предыдущего сезона, и, видимо, и следующего сезона и следующего года. Давайте начнем, Юля, с вас.



Юлия Ларина: Сериалы мы пока не берем?



Анна Качкаева : Сериалы не берем. Что у нас было из знаковых развлечений?



Юлия Ларина: Развлекательное телевидение можно разделить на такое осмысленное и не очень осмысленное. Даже развлекательное телевидение тоже может быть осмысленным. Например, те крупные проекты Первого канала и Второго канала, когда люди чему-то учатся, учатся танцевать, учатся кататься на коньках, учатся петь – это все-таки осмысленное времяпрепровождения и для зрителей. Оно может заставить его тоже научиться чему-то новому. И, на мой взгляд, в этом сезоне появилось и бессмысленное развлечение, которое, конечно, было и раньше. Но, в частности, такое бессмысленное развлечение – это проект Первого канала «Стенка на стенку», когда известные люди пытаются проскочить сквозь прорезь в стене и падают в бассейн, если им не удалось принять форму этой прорези.


Что касается развлекательных форматов, я бы заметила здесь две тенденции. Первая тенденция и, может быть, в какой-то мере это явление, которое возвратилось. В этом сезоне, этой осенью появилось сразу несколько премьер интеллектуальных игр на разных каналах. На СТС в декабре вышла игра «Кто умнее пятиклассника?», игра, в которой взрослые отвечают на вопросы школьной программы, на «ТВ-Центре» появилась игра «Один против всех» - очень масштабное такое зрелище, я была на съемках этой программы, когда против одного игрока играет сто игроков, это такая стена из игроков, очень впечатляюще. На «России» появилась детская игра в рамках канала «Бибигон» «Сразись с нацией», где дети отвечают на те же вопросы, на которые отвечала тысяча россиян. И на ТНТ появилась, не знаю, можно ли назвать ее интеллектуальной, но тем не менее, игра «Интуиция» - тоже необычное такое шоу, когда игрок из 12 человек должен угадать, кто из них кто, кто футболист, кто танцовщица, а кто трансвестит.



Анна Качкаева : Да, увлекательное такое зрелище.



Юлия Ларина: Очень любопытное. Так почему я об этом говорю? Почему я обращаю на это внимание? Дело в том, что пик игр на отечественном телевидении пришелся на 2002 год. Тогда на Первом канала игры шли каждый день в 8 часов вечера. Разумеется, они были и на других каналах, очень много игр закупалось, в основном, конечно, это были западные форматы. И видимо, в тот момент зрителя немножко перекормили, потому что последние пять лет с 2002 года, конечно, были премьеры игр, но они были или не очень удачными, или недолго продержались в эфире. Но так массово этого не было.



Анна Качкаева : Дело в том, что когда мы открывали сезон в сентябре, здесь у меня был аналитик из «Видео интернешнл», социолог Ирина Полуэхтова, она как раз сказала, что мировая мода этого сезона – это как раз игры в том числе.



Юлия Ларина: Может быть, это было не только у нас в стране в 2002 году. Может быть, это было во всем мире. Но ясно, что тогда пресытились, и теперь немножко нам дали отдохнуть, и сейчас игры возвращаются именно интеллектуальные, где все-таки от человека требуется или что-то знать или уметь.



Анна Качкаева : Причем заметьте, что скорее туда привлекают все чаще детей, чем взрослых.



Юлия Ларина: Видимо, взрослые уже не могут ответить на вопросы. Это одна из тенденций. И еще одна любопытная тенденция. В этом сезоне и в прошлом, и чуть раньше стали одевать женщин сразу на трех каналах. Раньше была программа только «Снимите это немедленно», в прошлом сезоне появилась программа «Модный приговор» на Первом канале с Вячеславом Зайцевым. И на канале «Домашний» есть такая программа «Одень свою подругу», ведет Светлана Бондарчук. Это явление мне показалось любопытным в том смысле, что раньше было очень много кулинарных программ, тут тоже в прямом и переносном смысле зрителей, видимо, перекормили, их стало чуть поменьше.



Анна Качкаева : Это вопрос, это пирамида Маслова о потребностях человека, она на самом деле доказывает, что сначала обычную пищу, потом другую. Потребности повышаются.



Юлия Ларина: Надо было накормить сначала население, дать людям возможность насытиться, а дальше:



Анна Качкаева : :можно уже развлекать, пугать и с мистикой экспериментировать. Арина, ваше впечатление от этого сегмента вещания?



Арина Бородина: Я немножко развею ваши такие наметившиеся ваши тенденции. Я говорю о своем впечатлении. Потому что по-прежнему кулинарных шоу все-таки много, Юля.



Юлия Ларина: Ну, новые не появляются.



Арина Бородина: Две программы целиком по-прежнему выходят на НТВ – «Едим дома» и «Кулинарный поединок». Мне просто смешно немножко, потому что мы так немножко повторяем лозунги «Единой России» про проклятые 90-е, когда никого не кормили, никого не одевали, и никто не ходил в парикмахерские.



Анна Качкаева : Это не мы, Арина, это телевизор.



Арина Бородина: Я понимаю, но мне кажется, все-таки так градировать, наверное, было бы сложно. Я сразу хочу сказать, что среди итогов этого года, потому что именно в год этот попало время создания программы «Модный приговор», я считаю, что это одна из самых лучших программ, рассчитанных на эту аудиторию, выходящих в дневное время на Первом канале. Признаюсь, сама ее смотрю практически ежедневно, поскольку в это время собираюсь на работу, и она у меня включена. И драматургически, и как она построена, и по позитивному такому сигналу, импульсу она очень симпатично и качественно сделана. Это редко бывает на телевидении. У нее очень хорошо разработанный формат. На мой взгляд, это очень большой плюс с точки зрения именно развлекательного телевидения, потому что она не только такая бездумная, но там есть вполне такие и социальные моменты, чисто человеческие, которые понятны, как мне кажется, любому зрителю.


Я бы, безусловно, по-прежнему отметила успех «Ледникового периода» на Первом канале.



Анна Качкаева : Пишут очень многие.



Арина Бородина: И несмотря на то, что идея, казалось, не свежа, как справедливо сказал Михаил Шац, я считаю, что этот проект по-прежнему популярен, опять-таки опираясь на собственные ощущения, хочу сказать, что второй год подряд хожу на Ходынку на итоговое шоу на «Ледниковый период».



(Смех в студии)



Арина Бородина: Да, вот такие у меня слабости.



Анна Качкаева : Нет, это мы «на Ходынку».



Арина Бородина: Ну, да, это так звучит – хожу на Ходынку в ледовый дворец, где проходят вот эти финальные шоу «Ледникового периода», вы знаете, 15-тысячный зал второй год подряд забит до отказа. И то, как люди, причем там молодые мужчины, казалось бы, такие активные, хорошо одетые, целыми семьями, и пожилые, и молодые, и дети сидели кругом, они так принимают участников этого проекта, что для меня это самое интересное. То есть похоже все-таки, что этот проект второй год подряд становится чем-то большим, чем просто телепроект. А вот участников этого шоу практически как любимцев народных встречают. Потому что такого шквала аплодисментов (я все-таки периодически хожу на разные мероприятия и концерты) я давно не вижу. Потом это просто действительно производит впечатление, как зал реагирует на участников «Ледникового периода». И более того, и без этого шоу просто в целом это действительно какая-то удачная идея оказалась – смесь такая… Болеть за наших по-прежнему модно. В этом году тоже была такая тенденция. Судя по рейтингам футбольных матчей, «Евровидения», у нас выйдет «Коммерсант-рейтинг» в начале января, и я делаю там подробную по году подборку проектов, куда попал матч Россия – Англия за нашу возможность попасть на чемпионат Европы, туда попало «Евровидение» с колоссальными показателями доли аудитории. Поэтому и в этом смысле «Ледниковый период» отчасти тоже позволяет зрителям болеть за своих. Болеть за своих – это модно. Судя по всему, вот это тоже направление. Я бы хотела сказать, что вообще в развлекательном телевидении на других каналах, в отличие от Первого, наблюдается некоторый застой. Потому что очень удачно выступил канал ТНТ со своими развлечениями, тоже не новыми, но все-таки…



Анна Качкаева : «Наша Раша» держится.



Арина Бородина: «Наша Раша» второй год тоже держится. У них было несколько попыток: шоу «Интуиция», шоу «Гипноз», «Битва экстрасенсов» второй год. Они такие специфичные, но вполне качественные и находящие своего зрителя. Пытается сломать тренд неудачных проектов канала СТС. В принципе у них это тоже в общем в этом году скорее получилось, потому что там обновленная «Снимите это немедленно», шоу «Верните мне маму», вот сейчас «Кто умнее пятиклассника?» Все программы удачные, обаятельные, другой вопрос, что канал их постоянно тасует по сетке.



Анна Качкаева : И как-то не очень пока это угадывается со всем остальным, что происходит на канале в смысле сериалов.


Предсказуемо, что мы уже говорили, слушатели вспоминают «Ликвидацию» и «Ледниковый период», но это то, что было вот этой осенью, «Самого умного» и «Умников и умниц».


«Весь день смотрели «Чонкина». Кайф необыкновенный. Честно говоря, некоторых руководителей каналов все равно хочется угостить если не стрихнином, то хотя бы слабительным за совмещение «Умников и умниц» с «Самым умным», «Ликвидацию» с «Ледниковым периодом». Но на шоу тем не менее подсели». То есть вот как раз все-таки зритель, слушатель действительно готов смотреть то, что из хорошего качественного развлечения предлагают нынешние телеканалы. «Закрытый показ» еще вспоминают.


Арина, я хотела уточнить, раз уж вы о рейтинге заговорили, какие еще попали проекты по доле и рейтингу, которые смотрелись, конечно, больше всего, кроме обращения президента, разумеется?



Арина Бородина: Кстати, обращение президента не попадает, потому что оно 31 декабря датируемо. А мы берем с 1 января. Ограничение, правда, было по 2 декабря, потому что номер сдавался раньше. Но первое место – это фильм «Остров», с которого, Аня, если вы помните, мы начинали прошлогодний эфир. Это тоже символично, который показывали по каналу «Россия» 7 января. И его доля осталась не перебитой, что называется, 44, а то 47% аудитории в Москве, каждый пятый из тех, кто смотрит телевизор, смотрел «Остров» в Рождество. На втором месте «Ликвидация», первые две серии, которые были 2 декабря, на третьем месте – «Диверсант. Конец войны», премьера сериала на Первом канале. И так же среди этих проектов те, какие попали в хит-парад. Это преимущественно проекты Первого канала. Очень много мелодраматических сериалов, юбилейный вечер Эльдара Рязанова, «Карнавальная ночь-2» Эльдара Рязанова, трансляции отборочных матчей чемпионата Европы по футболу, «Евровидение», «Чистосердечное признание». Причем очень забавно, это были разные два выпуска: у москвичей было одно предпочтение, у россиян – другое. Но и в том, и в другом случае это были звезды, в одном случае «Крутые дети», в другом случае – «Бывшие мужчины», то есть о популярных светских персонажах. И «Русские сенсации. Неизвестная Пугачева».



Анна Качкаева : То есть Глеб Пьяных, который сегодня в вашем хит-параде говорит о том, что они и делают по-настоящему настоящую журналистику, а все остальное – попса, видимо, подтверждается и смотрением телезрителей. Журналистика с зоопарком.



Арина Бородина: Я бы, конечно, сильно поспорила с Глебом Пьяных, но формат моего хит-парада не включает в себя мои комментарии. Потому что, на мой взгляд, это, конечно, сильное передергивание того, что канал НТВ в «Русских сенсациях», в «Программе максимум» делает настоящую журналистику.



Анна Качкаева : Очень забавно, потому что там проговорка такая «журналистика – герои – зоопарк». Вот это, может быть, намеренно сделано, конечно. Потому что остальные коллеги по этому хит-параду, кто не называя, а кто и называя, все-таки немножко с брезгливостью говорят о том, что появлялось на канале в этом сезоне. Особенно про проект «Битцевский маньяк» и «Ты не поверишь».



Юлия Ларина: Про «Суку любовь» уже немножечко забыли, она недолго шла в эфире. И вроде бы можно считать успехом, что программу закрыли. Но после нее появилась программа «Ты не поверишь». И уже верится во все.



Анна Качкаева : Давайте закончим с тем, что было совсем плохо в этом году, что тоже останется черными метками этого телевизионного сезона.



Юлия Ларина: Если все-таки вернуться к этим общественно-политическим форматам, к документальным проектам и спецпроектам, то, конечно, надо все-таки назвать Аркадия Мамонтова и его программы. Я где-то написала, я нашла формулировку, что можно констатировать, что отечественное телевидение за последние 15-20 лет прошло славный путь от джинсы до бархата. И вот эти проекты «Бархат.Ру», конечно, запомнятся как итог этого года тоже.



Анна Качкаева : Арина, у вас какие-то черные метки телевидению?



Арина Бородина: Вообще, я считаю, что последний обновленный «Бархат.Ру», который вышел в конце ноября у Аркадия Мамонтова, это за гранью не столько даже уже профессиональной, потому что о профессии говорить не приходится, но и чисто человечески, потому что нельзя переключаться на детей. Потому что все, как правило, имеют детей. И неизвестно, как это может аукнуться Мамонтову впоследствии. Дай Бог, чтобы все у него было хорошо. Но я бы, конечно, просто отметила канал НТВ по-прежнему в том смысле, что у меня это вызывает по-прежнему резкое негативное неприятие – все, что происходит в воскресном и субботнем прайм-тайме на этом канале. Потому что качество того, что нам показывает «Программа максимум» и «Русские сенсации», очень невысоко и порой просто халтурно. Красноречивый пример тому как раз последний выпуск программы, которая якобы была посвящена «Иронии судьбы», на самом деле просто журналисты показали фильм, показанный месяц назад, посвященный юбилею Эльдара Рязанова, подмонтировав к нему десятиминутные кусочки в начале и в конце, и выдавая это за премьеру. Мне просто кажется, что для федерального канала уровня НТВ и для журналистов, на нем работающих, это просто стыдно. Потому что ничто не мешало показать фильм, который уже был показан, и криминала бы не было, зрители, наверняка, бы его смотрели так же, как и смотрели месяц назад.



Анна Качкаева : Это тоже такая мода НТВ – агрессивным промо…



Арина Бородина: Это не мода, это халтура.



Анна Качкаева : Халтура, а еще и агрессивным промо зазывным, жестким…



Арина Бородина: Которое, конечно, не соответствует действительности.



Анна Качкаева : Содержанию часто.



Арина Бородина: О чем, кстати, справедливо сказала Ксения Собчак, участвующая в хит-параде, что многое из того, что анонсируется, совершенно не соответствует действительности. «Битцевский маньяк» в воскресенье в прайм-тайм – это действительно за гранью моего понимания. Проект «Ты не поверишь», правда, кстати говоря, ведущий карлик стал как-то смикширован, его не показывают уже в студии, но он присутствует в сюжетах. Весь этот эпатаж и все, что показывается в криминальных обзорах в большом количестве, на мой взгляд, все-таки для федерального канала это все-таки, наверное, не самая удачная ниша. И объем этого вещания скандального, трэшевого, криминального, к сожалению моему глубокому, никак не снижается. Я не могу сказать, что он как-то растет.



Анна Качкаева : Не растет, но манеру перенимают на других каналах.



Арина Бородина: Но и не падает. К сожалению, зрители по-прежнему это смотрят. И я, кстати, была очень признательна в этом смысле «Ледниковому периоду», который в субботу хотя понемногу, но стал убирать зрителей с НТВ, которые стали пусть не так заметно, но все-таки меньше смотреть «Программу максимум», потому что в это время Первый поставил, безусловно, контрпрограммируя, «Ледниковый период».



Анна Качкаева : Я думаю, что со временем, и мне кажется, это направление уже следующего сезона, потому что мы видели, как нишевизируются каналы. Ниша информационная – «Вести 24», ниши детских каналов, которые появились и о себе заявили абсолютно и точно. То, как сегментируют аудиторию на «ТВ3», уводя ее уже в совсем ужас и мистику, ужастики и страшилки. То, как ТНТ пытается не расширить, а наоборот, собрать какую-то свою аудиторию. СТС, по-моему, как-то все время не угадывает в этом полусезоне. Но вот это очевидно, что, наверное, будут убираться такие конкретные вещи с реакцией на конкретные эмоции и игрой на конкретных эмоциях все-таки на нишевые каналы. А большие каналы будут работать с успешными проектами, как Первый и Второй. Так что НТВ, я думаю, скоро придется искать какую-то иную формулу своего успеха.



Юлия Ларина: Для соблюдения равновесия все-таки скажем немножко хорошее про НТВ. В частности, там был проект «Ты – суперстар», очень неожиданный проект, когда звезды эстрады…



Анна Качкаева : Все равно спорный. Очень по-разному к нему отнеслись.



Юлия Ларина: Он хотя бы неожиданен, не входит в линейку вот этих проектов. И это «Фабрика звезд», но совсем иная. И проект, конечно, оригинальный.



Анна Качкаева : Александр из Вологды, вы в эфире.



Слушатель: Я хотеть сказать о передаче на Первом канале «Две звезды». Я особенно обратил внимание на судейство. Там одна из судей Барбара Брыльска. Вот я наблюдаю, как ей стыдно ставить эту оценку, и члены жюри тоже соглашаются. Илья Резник говорит: «Пела на 8, но поставим 10». Настолько мерзко это смотреть.



Анна Качкаева : Но тем не менее, проект впечатляет. Может, оно, конечно, и мерзко смотреть, интригует. Но так же, как и «Минуты славы», «Две звезды» вполне имеют своего зрителя.


Николай из Гусь-Хрустального, вы в эфире.



Слушатель: Очень благодарю вашу гостью за критику такую фундаментальную по НТВ вот этих программ диких. Правда, их надо бы давно уже убрать. Очень вы умно сказали. И неприлично, ведь хороших людей, бывает, выставляют в таких позах. Некрасиво. Я считаю, что одним из великих событий в телевизионной жизни фильм «Лихие годы» по НТВ. В этом фильме такая правда жизни. Возьмите серию хотя бы «Бойся данайцев, дары приносящих». Я хочу сказать, почему даже ваш канал не обсуждал?



Анна Качкаева : Потому что, я вам честно могу сказать, потому что «Лихие 90-е» - это прямая пропагандистская работа канала НТВ. И то, что вас сейчас возмущает в литом прайм-тайме НТВ, почему-то не возмущает в том, что происходило с этой так называемой документалистикой, очень, кстати, сделанной по такому шаблону этих же самых литых программ, с манерой агрессивной, с отсутствием всяких иных точек зрения, с очень ангажировано подобранной документалистской и хроникальной базой и крайне, на мой взгляд, не выигрышной ведущей, которую как-то приспособили не понятно зачем сюда.


Вадим из Москвы, мы вас слушаем.



Слушатель: Для меня главное событие – это содержание в целом всех каналов, которое в основном свидетельство о господстве безнравственности. Ведь наше телевидение не воспитывает и даже не хочет вызвать у русских внимание к другим народам, не только на международной арене, например, к проблеме Дарфура, где события сравниваются с геноцидом. На наших каналах это вообще отсутствует. Нет внимания и к тому, что происходит в других республиках наших. Телевидение остается русским, а не российским. То, что творится в Ингушетии или у чукчей что происходит. Поэтому у нас и ксенофобия, и расизм. Или возьмите талантливого Хрекова. Какие его герои? Его герои – не журналисты, которые получили сахаровские премии за то, что они действительно совершили героические поступки, а герои, которые вызывают во всяком случае неуважение.



Анна Качкаева : Ну, у него разные герои. И Хреков действительно талантливый.


Леонид из Смоленской области, здравствуйте.



Слушатель: Не могли бы вы взять интервью у Владимира Николаевича Войновича хотя бы по телефону и спросить его, как он сам лично относится к этому дебильному балагану, который нам вчера показали по Чонкину?



Анна Качкаева : Спросим. Может быть, у него другое мнение. Он во всяком случае, предваряя сериал, говорил о том, что ему удивительным кажется, что он сейчас как-то не входит в противофазу со временем, хотя он его писал про время другое.



Слушатель: Вот этот балаган… Мне кажется, что ему, умному человеку, он вряд ли мог понравиться. А ответ на ваш вопрос такой: главное событие телевидения – это то, что какое-то там «НТВ плюс», пытавшееся лишить нас последней радости в жизни – футбола, не смог этого сделать. И по Первому каналу мы тем не менее раз в неделю смотрим какой-то матч чемпионата страны по футболу. Это большое счастье.



Анна Качкаева : Арина, давайте переходить к реакциям на то, что говорят наши слушатели, и может быть, несколько слов о сериалах.



Арина Бородина: Я еще просто очень коротко хочу сказать, что все-таки, справедливости ради, на НТВ действительно были иногда удачные сюжеты в «Главном герое» и очень неплохие фильмы в «Профессии – репортер» у отдельных журналистов. Поэтому черными красками все мазать, конечно, не будем.


Что касается сериалов, то, безусловно, для меня, и я думаю, что для многих, событием этого года стал телевизионный фильм Николая Досталя «Завещание Ленина», который канал «Россия» показал в июне, к сожалению. Но он все-таки попал на ТЭФИ. Это, безусловно, «Ликвидация» Сергея Урсуляка, который закончился на минувшей неделе. Это тоже событие. У меня есть, конечно, вопросы к этому сериалу. Но, безусловно, там прекрасные работы актерские. И особенно я хотела бы сказать о Владимире Машкове. И потом, судя по тому, как люди реагируют, даже те, кто не смотрит телевизор, а уже посмотрели его на DVD , что все смотрели очень многие мои знакомые, не отрываясь. Это уже несомненный плюс для любой телевизионной работы. Из своих личных ощущений я бы хотела еще отметить, как ни странно, не ожидала от себя абсолютно, это «Диверсант. Конец войны». Его премьера состоялась в ноябре на Первом канале. Очень необычный и совершенно нового типа сериал для нашего телевидения, для отечественной индустрии. Я думаю, что его еще возможности проявят себя в будущем, потому что это тот вид сериала, который можно повторять и который будут смотреть. Там есть тоже свои плюсы, минусы, очень много «клюквы» так называемой, но это иной формат, ничего подобного у нас не снималось еще на национальном экране. Это, наверное, три работы. Я могу что-то сейчас упустить, но там еще были мелодрамы, там был «Капкан» с Александром Абдуловым.



Анна Качкаева : Там был еще «Доктор Селиванова» - очень неплохая история и «Преступление и наказание».



Арина Бородина: Да, это уже последние работы. Но Досталь «Завещание Ленина» - это, безусловно, великая, не побоюсь такого высокого слова, работа, для телевидения очень редкая сегодня.



Анна Качкаева : Юлия Ларина?



Юлия Ларина: Мне кажется, что в этом году не очень повезло классике. Как это началось с прошлого декабря, когда нам показали «Тихий Дон» Бондарчука, и дальше. Всем не везло по-разному. «Войне и миру» не повезло с экранизацией, нам показали совершенно другое, сериал с блондинкой, левшой Наташей Ростовой. И, конечно, отношение к тексту Толстого там было совсем иное. Я как раз перед сериалом брала интервью у соавтора Сергея Бондарчука Василия Соловьева, и он рассказывал, как они относились к тексту Толстого тогда. И все, что они себе позволили, это одну фразу, которую говорит в романе Пьер Безухов, сделав эпиграфом к сериалу. «Войне и миру» не очень повезло с экранизацией. «Дому на набережной» тоже как-то, если брать советскую классику, не очень повезло с экранизацией. «Завещанию Ленина» не очень повезло с наградами на ТЭФИ. Замечательный сериал, но, к сожалению, он получил не все, что мог получить. «Преступление и наказание» - тоже очень хороший сериал, но не повезло с рейтингами. Его показывали поздновато. Хотя я думаю, что если бы его показывали и чуть раньше, наверное, был тот же результат.



Анна Качкаева : Требовало душевных усилий, чтобы смотреть, хотя хорошая работа. А вот «Иронию судьбы» кто-нибудь из вас вспомнит? Хотя, конечно, это не телевизионный проект, но телевизионное событие.



Юлия Ларина: Оно телевизионное по нескольким причинам. Во-первых, потому что в первой «Иронии» была чисто телевизионная история, во-вторых, потому что он снят продюсерами телевизионными с Первого канала.



Анна Качкаева : Ну, потому что это Рязанов и потому что это вечная сказка. И то, как его промоутировали, бежит эта строка «два года не увидите его на экране».



Юлия Ларина: Конечно, это телевизионное событие. Я не смотрела еще фильм, поэтому не могу ничего сказать по содержанию.



Анна Качкаева : Я тоже не смотрела.



Юлия Ларина: Но я знаю, что есть сайт противников продолжения фильма, которые были противниками еще до того, как фильм появился. Потому что им кажется, что разрушают сказку, разрушают их мечту. Хотя создатели говорят, что они создают новую сказку на базе той сказки.



Анна Качкаева : Я согласна только с одним: мне как-то не очень хочется смотреть на постаревших актеров.



Арина Бородина: Я видела фильм, в отличие от вас. Я очень скептически к нему относилась. И, конечно, то, что говорят по телевизору, не покажут два года, это такой некий шантаж для зрителя. Но я вам хочу сказать: у меня очень позитивное впечатление от «Иронии судьбы», хотя мнения разные. Но вот мы ходили всей семьей, у нас разные поколения, и всем фильм понравился. Просто я его смотрела, не оглядываясь на прошлую историю. Там есть нюансы, но он не скучный, это абсолютно технологичный, современный фильм, но очень настроенческий. Я могу только сказать одно: когда покажут по телевизору обе части, а что-то мне подсказывает, что это все-таки будет не через два года, а через год, когда 1 января покажут «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова, а потом «Иронию судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, я думаю, что это будет рейтинговый обвал. Именно как телевизионная связка этих двух проектов это будет, безусловно, очень успешно. Но я просто говорю от себя, что у меня «Ирония судьбы. Продолжение» вызвала очень милые ощущения. Я была довольна этим проведенным вечером, смотря этот фильм на большом экране.



Анна Качкаева : Диана из Москвы, мы вас слушаем.



Слушатель: Я – пожилой человек. Я считаю, что самый лучший канал в этом году был это «Рен-ТВ». И благодаря, конечно, Марианне Максимовской, потому что самое правдивое мы могли слышать только из ее уст. Мне нравится программа «24» в 19:30, там тоже говорят, можно это слушать. Вот вы подняли вопрос, как ставят нашу классику, как повторяют фильмы, которые раньше ставили. Вы знаете, нельзя ставить, по новой делать фильмы там, где настолько было классически было все сыграно. «Преступление и наказание», Смоктуновский. Скажите, кто может сыграть так роль, как сыграл он?



Анна Качкаева : Это Смоктуновский. А почему вы считаете, что нельзя? Можно спорить.



Слушатель: Во-первых, большая трата денег, конечно. Но еще не забыто это все. Смоктуновский, как он сыграл – это настолько классика, что это даже изучают в юридических институтах, и за границей изучают. Вот вы помните «Чайку» старую и сейчас. Девочка-американка посмотрела «Чайку» и говорит: «Так чайка то – проститутка». «Как так?»



Анна Качкаева : Ну, это такой вечный спор о том, можно или нельзя, кто лучше, а кто хуже, какой для какого поколения актер больше отражает текст. Это тема отдельной программы.


Владимир Иванович из Москвы, здравствуйте.



Слушатель: Всех с праздниками наступающими! Бандитские сериалы наши отечественные я не смотрю, поэтому для меня в «Ликвидации» было открытие многих актеров, которые играли. Конечно, этот фильм я просмотрел, прямо задыхаясь, потому что там событийная сторона более реальная, а не нарисованная, вымышленная. Машкова и Маковецкого я впервые увидел, честно говоря. Про «Остров» я не говорю, это неоспоримо и не обсуждаемо, это, по-моему, номер ноль.



Анна Качкаева : Вот, друзья мои, как вы любите сразу забивать гвозди и точки.



Слушатель: Но я скажу, гвоздем программы на этот год был единственный сериал. Это в «Спокойной ночи, малыши» про Лунтика сериал.



Анна Качкаева : Замечательно !



Слушатель: Добрейший, гуманнейший!



Анна Качкаева : Спасибо, нам бы на этой ноте хорошо и закончить. Но я очень хочу моих коллег попросить сказать, с чем они готовы и призывают встретить Новый год? Где будет что интересного? Арина, у вас есть уже предпочтения?



Арина Бородина: Нет. Честно говоря, я пока очень смутно представляю. Я прочитала анонсы предваряющие, что где будет в новогоднюю ночь. Могу только предвидеть, что, наверное, как всегда, скорее всего, больше людей будет на Первом. А вообще, я, наверное, хотела бы сказать нашим слушателям, что если вы не хотите смотреть телевизор, то вы просто его переключите и идите на улицу гулять или идите к родным и знакомым. Не обязательно быть прикованным к телевизору.



Анна Качкаева : Юлия, а вы?



Юлия Ларина: Я тоже даже текст написала по новогодним проектам. Там будут те же люди, которых мы знаем, те же звезды, там будет много ремейков, как всегда. Там будет много таких остросюжетных историй, когда будут пропадать Деды морозы, подарки, Снегурочки, ужасы Нового года.



Анна Качкаева : В общем, лица все те же, как я понимаю, песни все такие же.



Юлия Ларина: Перепевают, перешучивают, переснимают то, что уже было.



Анна Качкаева : Поэтому, может быть, когда обратятся и выпьете в полночь, то тогда уже можно, наконец, в глаза друг другу посмотреть и порадоваться удовольствию встречать праздник за семейным столом, на даче, на улице, а вовсе не уткнувшись в телевизор.


Наша слушательница Степанова пишет нам и просит вас всех поздравить с наступающим Новым годом, и чтобы он у нас у всех был плодотворным, добрым и счастливым. Всего вам доброго!


XS
SM
MD
LG