Ссылки для упрощенного доступа

Голландия истосковалась по льду


Лед естественного происхождения в Голландии неизбежно становится роскошью, и при счастливом и недолгом соприкосновении с ним каждый голландец испытывает душевный трепет
Лед естественного происхождения в Голландии неизбежно становится роскошью, и при счастливом и недолгом соприкосновении с ним каждый голландец испытывает душевный трепет



После нескольких подряд теплых зим, когда температура вообще не опускалась ниже нуля, в Голландии в конце уходящего года ударил долгожданный мороз. И жители королевства тряхнули стариной, организовав в городах забеги на настоящем, а не искусственном льду. Наверное, это у голландцев заложено на генетическом уровне - стоит в результате пары морозных дней образоваться на каком-нибудь мелком водоеме удерживающему человеческий вес слою льда, как все уже достали коньки. Пусть даже это означает катание по пробивающейся сквозь тонкий лед траве на каком-нибудь подтопленном фризском польдере, как говорят во Фрисландии - «катание с газонокосилкой». Интересно, когда глобальное потепление захлестнет и Альпы, станут ли традиционно лыжные нации так же рваться съехать с горного склона по скудеющему слою снега? - задаются экзистенциальным вопросом голландские публицисты.

Голландия истосковалась по льду. В нормальной голландской зиме должно быть около 38 морозных дней, когда минимальная температура за день - ниже нуля, и 8 так называемых «ледяных дней», когда ниже нуля опускается и максимальная температура за день, говорят метеорологи. Однако за последние несколько лет таких «нормальных» зим не было. Прошлая зима и вовсе была объявлена самой теплой за последние три века. И вот в конце декабря 2007 вновь забрезжил луч надежды, отражаясь на еще не окрепшем льду после первых за три года заморозков.


К водоемам потянулись так называемые «измерители льда». «С утра уже делаем замеры. Хороший, темный лед. И то, что трещит - хорошо, так и должно быть. Вот сейчас я делаю дырку и измеряю. Лед намного толще стал, вчера я бы провалился. Раз, два, три, четыре сантиметра. Для безопасного соревнования должно быть пять, пять с половиной», - объясняет телепрограмме «Нова» Кор ван дер Тол из наймегенского «Ледового союза».


Тем временем в Голандии выросло целое поколение детей, которые ни разу в жизни не катались на улице, на настоящем льду. Среди детей младше 10 лет почти нет обладателей пары коньков.


Чемпионка мира конькобежка Барбара де Лоор вспоминает, что первые шаги на льду сделала прямо рядом с родительским домом, на замерзшем канале. Теперь де Лоор в рамках программы Нидерландской конькобежной лиги Nederlandse Schaatsbond ( KNSB ) дает уроки конькобежного мастерства ученикам средних школ. Так как естественного льда ждать не приходится, в ноябре лига приняла решение с помощью спонсоров оборудовать как можно больше голландских школ мобильными искусственными ледовыми дорожками, которые собираются за два часа, к приезду инструктора, а затем переезжают в новую школу.


А в былые времена в конькобежном клубе при любом населенном пункте состояли все его жители и тренировались на свежем воздухе. Для того, чтобы устроить соревнование, хотя бы пару дней должен продержаться пятиградусный мороз. В последний раз он «продержался» три года назад. Каток проработал ровно день. Франс Кесселс, пожилой конькобежец-любитель, катается в национальном парке Недервеерте в провинции Лимбург, на самом юге королевства: «Муниципалитет недавно продал эту землю, но с одним условием, что конькобежцам будет разрешено здесь продолжать кататься. Здесь же очень редкие виды птиц, иначе бы запретили. Завтра уже можно забег устраивать, точно! За ночь еще подморозит, лёд станет на 3 сантиметра потолще. Завтра принесем ведра, мусорные мешки, таблички с надписями, чтобы не нарушали правил поведения в природоохранной зоне. Мы же сами заинтересованы в том, чтобы природа здесь сохранилась в ее первозданном виде. А мы просто прокатимся и не более».


В Дюссене на севере провинции Брабант велосипедному магазину Марио Верхувена в конце декабря пришлось переключиться на продажу коньков. С наступлением морозных дней и открытием настоящих катков Марио день и ночь точил коньки - по 500 пар в сутки. Его отец, Антон Верхувен, был народным героем, несколько раз принимавшим участие в легендарном «Забеге одиннадцати городов» ( Elfstedentocht) . Этот забег, длина которого составляет около 200 километров, проводится во Фрисландии с XIX века каждой морозной зимой, в январе или феврале, за ним следит вся страна. Со времени последнего «Забега одиннадцати городов» прошло 11 лет, и уже поступают предложения начать проводить забег на искусственном льду.


Так или иначе, лед естественного происхождения в Голландии неизбежно становится роскошью, и при счастливом и недолгом соприкосновении с ним каждый голландец испытывает душевный трепет.


XS
SM
MD
LG